4 декабря 140 лет со дня рождения Якова Исидоровича Перельмана (1882-1942), русского писателя – популяризатора физико-математических наук, основоположника жанра научно-занимательной литературы.
Именно Яков Перельман предложил сезонно переводить стрелки часов, чтобы экономить энергию.
Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря 1882 года (22 ноября по старому стилю) в городе Белостоке Гродненской губернии (ныне территория Республики Беларусь).
Его отец работал счетоводом одной из суконных фабрик, а мать преподавала в начальных классах. В 1890 году Яков пошел учиться в первый класс начальной школы, а 18 августа 1895 года поступил в Белостокское реальное училище - единственное среднее учебное заведение города. Одаренному от природы, трудолюбивому, ему очень повезло с педагогами, которые стремились дать своим ученикам не только знания, но и привить им навыки самостоятельного мышления, умения вести научный поиск, не пасовать перед трудностями. Деятельность Я.И.Перельмана как популязатора науки началась еще в школьные годы. 23 сентября 1899 года он опубликовал в газете “Гродненские губернские ведомости” под псевдонимом “Я.П.” очерк “По поводу ожидаемого огненного дождя”. Публикация статьи окрылила Якова, и он еще усерднее стал относится к занятиям. 3 июля он окончил Белостокское реальное училище, а в августе того же года был зачислен в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что институт готовил специалистов-лесоводов, он также давал и прекрасное общее высшее образование. Кроме преподавания специальных дисциплин, немало времени уделялось высшей математике и физике, что было особенно близко молодому Перельману.
Первый написанный им очерк “Столетие астероидов” был напечатан в № 4 журнала “Природа и люди” за 1901 год. Перельман подписал его также литерами “Я.П.”, которые сопровождали впоследствии многие его публикации. В 1908 году Перельман защитил дипломную работу по теме “Старорусский казенный лесопильный завод. Его оборудование и работа”, сдал выпускные экзамены и 22 января 1909 года получил диплом с отличием. Ему было присвоено звание “ученый лесовод I разряда”. Но профессией лесовода Перельман никогда не занимался. Его влекли отнюдь не лесные дебри. Еще в студенческие годы он начал сотрудничать в журнале “Природа и люди”, в котором публиковал свои научно- популярные очерки. К моменту окончания института Перельман настолько углубился в журналистику, что не мог представить для себя иной жизни. В 1904 году Перельман, продолжая учится в Лесном институте, стал ответственным секретарем журнала “Природа и люди”. На первых порах тематика публикуемых им материалов ограничивалась преимущественно астрономией. Но постепенно круг интересов автора начинает расширяться, и появляются очерки о математике, физике, технике. После окончания института Перельман начинает сотрудничать в журнале постоянно, и не только сам пишет очерки, но и печатает работы других. Так, благодаря ему были напечатаны работы К.Э.Циолковского “Без тяжести” (1914 г.) и “Вне Земли” (1917 г.), с которым он начал переписываться в 1913 году. Эта переписка, связавшая двух энтузиастов освоения космического пространства, продолжалась до самой смерти Циолковского. В июле 1913 года была опубликована первая часть книги Перельмана “Занимательная физика”. Книга имела ошеломляющий успех у читателей. Вызвала она интерес и в среде физиков. Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон, познакомившись с Перельманом и узнав, что книга написана не ученым физиком, а ученым лесоводом, сказал Якову Исидоровичу: “Лесоводов-ученых у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишите вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь”. Этому завету Перельман следовал всю свою жизнь, написав немало книг, в занимательной форме рассказывавших о многих отраслях науки и техники.
В журнале “Природа и люди” Перельман проработал 17 лет, напечатав в нем более 500 очерков, статей и заметок. Благодарю ему появился на свет сборник рассказов и повестей “Мир приключений”, издававшийся в качестве бесплатного приложения к журналу. Первый номер сборника вышел в свет в 1910 году и выходил до 1928 года. В нем были опубликованы произведения Герберта Уэллса, Артура Конан-Дойля, Эдгара По и других зарубежных писателей. Публиковались и отечественные авторы. Сборник был очень популярен среди читателей.
После Октябрьской революции и закрытия журнала “Природа и мы”, Перельман занялся научно-педагогической деятельностью. В феврале 1918 года он стал работать инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпроса РСФСР - разрабатывал новые учебные пособия и программы по курсам физики, математики, астрономии, одновременно преподавая эти предметы в различных учебных заведениях. Тогда же у него зародилась мысль об основании первого советского научно-популярного журнала, так как все дореволюционные издания к тому времени прекратили свое существование. Идея встретила поддержку и весной 1919 года на свет появился журнал “В мастерской природы”. Этот журнал Перельман редактировал до 1929 года. К сотрудничеству в нем были привлечены многие замечательные ученые: К.Э.Циолковский, А.Е.Ферсман, М.Ю.Пиотровский, Н.А.Рынин и многие другие. Перельман сотрудничал во многих других изданиях: с 1924 года по 1929 год он работал в отделе науки ленинградской “Красной газеты”; являлся членом редколлегий журналов “Наука и техника”, “Педагогическая мысль”; с 1925 года по 1932 год входил в правление кооперативного издательства “Время”; с 1932 года по 1936 год работал в ленинградском отделе издательства “Молодая гвардия” в качестве автора, консультанта и научного редактора. И продолжал писать и публиковать статьи и очерки.
Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий. Вслед за “Занимательной физикой” им были написаны “Занимательная арифметика”, “Занимательная алгебра”, “Занимательная астрономия”, “Занимательная геометрия”, “Занимательная механика”. Только на русском языке “Занимательная физика” издавалась без малого почти 30 раз. Значительной вехой в деятельности Перельмана как популязатора науки стало открытие 15 октября 1935 года ленинградского Дома занимательных наук. Этот храм занимательных наук стал в 30-е годы любимым местом большинства ленинградских школьников, которые в познавательной и доступной форме знакомились со многими достижениями науки и техники. Перельман отдавал этому Дому все свое время. К сожалению, большая часть экспозиции погибла в годы войны.
Начавшаяся 22 июня 1941 года война круто сломала мирный уклад жизни. Движимый патриотическими чувствами, Яков Исидорович прочитал десятки лекций для солдат и матросов. Он разрабатывал несколько тем, касавшихся, в основном, умению ориентироваться на местности, что должно было пригодиться в ходе боевых действий. Вместе с тем он продолжал и литературную деятельность.
Яков Исидорович также скончался от голода 16 марта 1942 г. в осажденном Ленинграде.
Александр Иванович Одоевский родился (26 ноября) 8 декабря 1802 года в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к старинному роду удельных князей Черниговских. С юных лет Саша проявлял интерес к литературе. Согласно обычаям тех лет, он получил домашнее образование, а в 1815 году был записан на гражданскую службу в Кабинет его величества в качестве канцеляриста.
В этот период он знакомится со своими кузенами – Владимиром Одоевским, в будущем – писателем и мыслителем, и Александром Грибоедовым, который впоследствии станет выдающимся дипломатом, поэтом и драматургом. В те годы они разделяли литературные взгляды Александра Бестужева и Кондратия Рылеева, стремясь к противостоянию сентиментально-меланхолическим тенденциям.
Во время службы в лейб-гвардии Конного полка Одоевского приняли в Северное общество декабристов. Примкнув к его радикальной части, он принял участие в восстании декабристов. После событий, развернувшихся в декабре 1825 года на Сенатской площади, Александра Одоевского поместили в Петропавловскую крепость.
Вплоть до 1837 года он отбывал каторгу, будучи сосланным в Сибирь. Позже, в соответствии с приказом царя, его отправили в действующую армию на Кавказ в качестве рядового. Находясь в Нижегородском драгунском полку, он сблизился с выдающимся русским поэтом Михаилом Лермонтовым, а также литератором и революционером Николаем Огаревым. Они высоко ценили ум, образованность и благородство Одоевского.
До нашего времени дошли лишь те стихи, которые Одоевский создал после восстания декабристов. Среди них наиболее известными стали стихотворения «Струн вещих пламенные звуки…», поэма «Василько» и «Старица-пророчица», а также ряд других. Перу Одоевского также принадлежат знакомые многим строки: «Из искры возгорится пламя…».
Скончался Александр Иванович Одоевский (15) 27 августа 1839 года в форте Лазаревский (ныне – район города Сочи), заразившись малярией. В память литератора были названы улицы в Москве и Петербурге, а также других российских городах.
Генрих Гейне родился в 1797 году. Его родным городом был немецкий Дюссельдорф, родители были представителями еврейской народности. Отец был достаточно успешным торговцем, мама – интересовалась искусством и культурой, увлекалась идеями Руссо.
Юные годы жизни Генриха прошли в условиях оккупации наполеоновскими войсками. Даже по чопорной и сдержанной Германии начали разноситься идеи о свободе и либерализме. Эти идеи глубоко тронули ранимого и восприимчивого юношу. Он проникся глубокой благодарностью по отношению к французским мыслителям – во Франции только отгремела революция и было провозглашено равноправие между представителями всех народов. Для Генриха, как для еврея это было крайне важно.
Заниматься литературой и другими видами наук молодой человек начал в монастыре. В тринадцатилетнем возрасте он стал обучаться в родном городе, а спустя несколько лет начал проходить службу при конторе известного банкира. Генрих готовился пойти по стопам отца и стать предпринимателем. После этого он обучался у своего родного дяди, который также был успешным дельцом. Однако предпринимательство ему давалось крайне тяжело, в итоге молодой человек просто провалил одно из поручений своего благодетеля. Генрих не мог даже вести бухгалтерский учет и все труды отца и дяди пошли насмарку – из Гейне младшего так и не вышло ничего путного. Неудача Генриха в качестве торговца стала причиной конфликта между его отцом и дядей. Генриха интересовало другое – его уже тогда привлекали поэзия и искусство.
Первые серьёзные литературные работы Гейне появились еще во время его студенчества. Таковыми стали «Грозная ночь», «Баллада мавра», а также «Миннезингеры». Вскоре некоторые произведения поэта появились в журнале под названием «Гамбургский страж». В 1820-м году поэт завершил работу над своим первым сборником, который назывался «Юношеские страдания».
Спустя год молодой поэт пытается напечатать свои стихотворения в газетах. Однако творения никому не известного поэта мало кому были нужны. Критики просто не замечали его, а публика предпочитала наслаждаться поэзией более известных авторов. Но Генрих всегда был очень упорен и трудолюбив – он пишет одно стихотворение за другим. Вскоре из-под его пера появились такие трагедии, как «Альманзор», а также «Ратклиф». Он выпускает еще один стихотворный сборник под названием «Лирическое интермеццо», которое и привлекло к нему внимание литераторов. Произведения из этого сборника посвящены остросоциальной проблематике. Стихи представляли собой протест против монархического всевластия, а также против притеснения евреев.
Критики заметили Гейне, но отнеслись к его творчеству совершенно недоброжелательно. Вскоре он решил уехать из города и поехать путешествовать по Аравии. Но отправился он на самом деле путешествовать по Германии – он объездил Гамбург, Берлин и другие крупные немецкие города. Финальной локацией его путешествия стал Гарц. Во время своего странствования по стране поэт познакомился с великим Иоганном Гете; знакомство с Гете стало особым событием в его жизни и дальнейшем творчестве.
В 1831-м году появилась одна из самых популярных книг Гейне – «Новая весна». Вскоре Генрих переезжает в Париж и начинает новый этап в своей биографии. Переезд подарил ему знакомство с великими литераторами и композиторами – здесь он встретил Берлиоза, Шопена, листа, увиделся с Александром Дюма. Гейне был в восторге от нового окружения, а тому же французские критики были не так строги к его творчеству. Он начинает издавать стихи не только на родном немецком, но и на французском языках. В Париже им были написаны «Рома
Несмотря на вдохновение и огромную творческую плодотворность, Гейне начинает испытывать финансовые затруднения. В итоге ему приходится воспользоваться пособием, которое выдавалось эмигрантам. Настоящим спасением для поэта становится договор с издателем по имени Юлиус Кампе. Согласно договору, издателю принадлежали все произведения автора, которые он напишет в течение последующих 11 лет. Помог Генриху и его любимый дядюшка, который часто присылал ему деньги. Хотя финансовое положение поэта поправилось, он серьезно заболел. Здоровье Гейне стремительно ухудшалось – вскоре он мог с трудом ходить. Но даже в этих условиях он продолжал писать.
Гейне всегда отличался влюбчивостью. Не случайно именно любовь к кузине побудила его стать поэтом. В личной жизни поэта нашлось место и браку. Он был женат на девушке по имени Крессиния-Энжени-Мира, однако в быту Генрих называл любимую супругу Матильдой. Девушка имела крестьянское происхождение – в Париж она приехала уже в подростковом возрасте, обосновавшись у тетушки.
Жизнь в чужом государстве стала испытанием для поэта. Он часто вспоминал о родной Германии, что выразилось в его поэме под названием «Германия. Зимняя сказка». В ностальгических переживаниях он обретал новое вдохновение – под действием этого чувства он пишет стихотворение «Силезские ткачи». Стих стал своего рода выражением отношения автора к восстанию рабочих. Из-за либеральных политических взглядов вернуться в Германию Гейне не мог.
Когда поэт познакомился с будущей женой, она была безграмотна и совсем не умела читать. Это вызвало сильный диссонанс с прекрасным образованием Генриха. Гейне постарался сделать все возможное, чтобы научить жену читать и писать. Однако все его усилия были напрасными – Матильда так и осталась безграмотной и часто не понимала возвышенных идей своего супруга. Многие из окружения поэта осуждали его брак с неграмотной крестьянкой, но его все устраивало. Брак поэта оказался счастливым.
В 1846-м году поэта сразила страшная болезнь – у него развился паралич спинного мозга. Спустя два года он окончательно был прикован к постели, но даже в таких условиях продолжил занятия творчеством. Он называл свою кровать «матрасной могилой». К нему в гости приходили его многочисленные друзья – Ж. Санд, О. де Бальзак, Р. Вагнер и многие другие. Интересно, что поэта связывала крепкая дружба с основателем коммунизма К. Марксом. Карл даже был дальним родственником Гейне и прекрасно отзывался о таланте поэта. Маркс считал, что Генрих должен направить все свои дарования на службу народу.
Гейне всегда отличался прекрасным чувством юмора. Даже на смертном одре ему не изменяло присутствие духа. Однажды к нему в очередной раз пришел Маркс. Как раз в это время парализованного поэта вносила в ванную горничная. Генрих заявил опешившему Карлу, что женщины продолжают носить его на руках. В 1856-м году Гейне скончался. Похороны состоялись на кладбище Монмартр.
22 декабря 85 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского (1937-2018), русского детского писателя, сценариста
Эдуард Успенский родился в 1937 году в городе Егорьевске Московской области. Его отец, Николай Успенский, работал в аппарате ЦК ВКП (б), где отвечал за строительство землехранилищ и запасы зерна. Мать, Наталья Успенская, была инженером-машиностроителем на ткацкой фабрике. В 1938 году семья переехала в столицу, где им дали жилье. Позже Эдуард Успенский вспоминал: «Я смутно помню предвоенные годы. У отца была дача, которую он получил в пользование от ЦК Коммунистической партии, где отец работал. Из дачи я помню трехколесный велосипед с металлическими колесами, какую-то воду и зелень. Вот и всё».
Когда началась Великая Отечественная война, отец остался оборонять Москву, а мать вместе с детьми эвакуировали в Зауралье. В городе Шадринске они прожили до 1943 года, об этом времени Успенский рассказывал: «Каким-то образом помню также детский сад, который находился на берегу реки. Помню и то, как нам, детям, присылали посылки с фронта — в них были игрушки, немецкие… Эти игрушки отдавали тем, чьи отцы погибли на фронте. А я чувствовал обиду, что мой отец жив».
В конце войны Николай Успенский заболел туберкулезом, а в 1947 году скончался. Все его партийные льготы и выплаты прекратились — Наталье Успенской надо было одной содержать трех сыновей. Через несколько месяцев она отправила Эдуарда Успенского в интернат для детей с ослабленным здоровьем. Будущий писатель жил там год. Он вспоминал: «Помню, что это был прекрасный интернат в старом помещичьем барском доме… А по лесам и вокруг бегали потомки настоящих барских гончих собак. Я всем им с удовольствием носил всякую еду. Кричал там каким-то особенным охотничьим криком, как охотники кричат. И собаки ко мне сбегались».
В 1955 году Эдуард Успенский окончил школу и собрался поступать на инженера. Перед вступительными экзаменами в университет мать с отчимом уехали на все лето на юг, а сыну каждый месяц высылали деньги. Успенский вспоминал: «В первый день я купил на свои деньги белку и клетку и еще кое-что другое. Затем у меня денег уже не было. Но меня спас мой товарищ Юрий Мицельский, который попросил меня пойти на экзамены в институт вместо него. За пятерку он даст 5 рублей, за четверку 4. Так и произошло, он поступил». Эдуард Успенский тоже поступил: он на отлично сдал экзамены в Московский авиационный институт и стал учиться на инженера-прибориста.
В 1961 году Успенский получил диплом и устроился инженером на Второй московский приборный завод, где создавали блоки наведения для советских ракет. Однако свои вечерние занятия с Феликсом Канделем не бросил: они по-прежнему писали фельетоны для эстрады. А в 1964 году Эдуард Успенский уволился с завода. Руководство пообещало увеличить зарплату, но в итоге у писателя появились только дополнительные обязанности. Он вспоминал: «Меня обманули. Я разозлился и ушел, и думал сначала о поисках другой работы. Потом увидел, что деньги мне удается добывать и литературным трудом, так что я так и остался на свободе, на вольных хлебах».
В 1966 году Успенский написал книгу «Крокодил Гена и его друзья», в ней были иллюстрации Валерия Алфеевского. Произведение, которое позже принесло писателю популярность, приняли не сразу. Успенский вспоминал: «Он [Борис Заходер] сказал примерно так: «Ну что сказать. Вы написали, Эдик, такую лёгкую сказочку. Особой чести она вам не сделает, ну написали и написали». Мнение Заходера мне всегда было интересно, но в глубине души я чувствовал, что эта моя вещь — не совсем «лёгкая сказочка». На эту историю критики смотрели через призму социализма. Они не одобрили идею «Дома дружбы», который строили герои, а неизвестного науке чебурашку из ящика с апельсинами называли «безродным космополитом». Но детям книга нравилась.
Когда в 1968 году советский журналист Алексей Аджубей попросил своего сына принести любимую книгу, тот принес «Крокодила Гену и его друзей» и сказал: «Вот книжка, по которой нужно сделать мультфильм». В это время в гостях у семьи был режиссер Роман Качанов: они с Аджубеем обсуждали идеи новой детской киноленты. Через несколько месяцев началась работа над экранизацией. Сценарий к мультфильму Успенский и Качанов писали вместе: автор помогал адаптировать книгу для съемок. В 1969 году «Крокодила Гену» увидели советские зрители. Писатель вспоминал: «Отсюда все и началось. Мультфильм сделали, и он завоевал большой успех». Героев озвучивали актеры Василий Ливанов, Клара Румянова и Владимир Раутбарт.
Мультфильм отличался от книги. По задумке Успенского главным героем сказки был крокодил Гена. Писатель подробно описал его биографию: сначала он служил в десантных войсках, потом работал на шоколадной фабрике, в милиции, а оттуда крокодила взяли в зоопарк. Был у Гены и напарник — крокодил Валера. Но все эти детали не знакомы зрителю, акцент в мультфильме сместился на Чебурашку.
В одном из интервью Успенский рассказывал, откуда у его героя такое имя. Однажды в гостях у Феликса Канделя он наблюдал, как племянница друга спотыкалась о шубу, которую родители купили ей на вырост. «Опять чебурахнулась», — в очередной раз сказал Кандель. Это слово очень понравилось писателю, так и появилось имя у Чебурашки.
Привычный внешний вид — большие уши, короткие лапы и огромные глаза — Чебурашка обрел только с выходом мультфильма Романа Качанова. В сказке Успенский описывал зверька: «Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат». Но об ушах Чебурашки ничего не было сказано. Их нарисовал постановщик мультфильма Леонид Шварцман. Над эскизом героя художник работал почти три месяца: сначала у Чебурашки были уши на макушке, но потом они начали сползать и увеличиваться.
Последняя героиня — вредная старуха Шапокляк — получила свое имя в честь складного цилиндра. Именно в таком головном уборе и изобразил персонажа художник Шварцман. Строгое платье, белые кружевные манжеты и туфли-лодочки на каблуке дополнили образ. Но если в мультфильме Шапокляк постепенно исправляется и начинает помогать Гене и Чебурашке, то в книге Успенского ее навсегда уносит связка воздушных шаров.
Мультфильм «Крокодил Гена» так понравился зрителям, что Роман Качанов решил снять еще один. В 1971 году он закончил работу над картиной «Чебурашка» с уже полюбившимися персонажа
В 1974 году опубликовали одну из самых известных повестей Успенского — книгу «Дядя Федор, пес и кот». Самостоятельный городской мальчик уехал из дома и поселился вместе с котом и собакой в деревне Простоквашино. Идея произведения пришла к писателю еще в школе, когда он был вожатым у третьеклассников. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, однако писатель Борис Заходер посоветовал Успенскому сделать его ребенком. У кота Матроскина был прототип — это редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин.
же в следующем, 1975 году экранизацию повести показали на экране. Мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» создал Юрий Клепацкий и Лидия Сурикова. А через несколько лет по мотивам произведения Успенского режиссер Владимир Попов снял еще три ленты: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино». Сценарий написал сам Эдуард Успенский, но знаменитую фразу Матроскина добавил в текст Попов: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!» Героев озвучивали известные актеры: дядя Федор говорил голосом Марии Виноградовой, кота Матроскина озвучил Олег Табаков, а Лев Дуров — Шарика.
Эдуард Успенский писал сценарии передач для телевидения. С 1975 года он работал над образовательной телевизионной программой «АБВГДейка». Писатель придумал интересный формат уроков-спектаклей, где роль учеников играли клоуны. Успенский опубликовал самые удачные стихи из «АБВГДейки» в книге «Школа клоунов».
В конце 1970-х годов писатель работал художественным руководителем творческого объединения «Экран». Успенский ездил по стране и находил молодых талантливых мультипликаторов. В 1980 году он приехал в Киев и там познакомился с режиссерами Александром Татарским и Игорем Ковалевым. Обоих он пригласил в Москву.
В 1981 году уже в столице Татарский выпустил мультфильм «Пластилиновая ворона» по стихотворению Успенского «А может, а может…», которое тот сочинил за полчаса в электричке. Композитор Григорий Гладков вспоминал: «За основу взяли басню Крылова и написали так, будто двоечник вспоминает стихотворение, а вспомнить не может». Это была первая в СССР картина в технике пластилиновой анимации. Из обычного детского пластилина лепили объемные изображения, которые постепенно ломали, а пленку потом пускали в обратном порядке. На съемки ушло 800 килограммов материал
В 1990-е годы герои Успенского менялись вместе с ситуацией в стране. В книге 1990 года «Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)» персонажи обсуждали военное положение, а почтальон Печкин мечтал стать министром КГБ. В 1992 году вышла книга «Бизнес крокодила Гены», где Чебурашка, Шапокляк и девочка Галя думали об инвестициях, акциях и прибыли. В это же время писатель придумал нового персонажа — Жаб Жабыча Сковородкина. Успенский выпустил с ним серию книг: «Жан Жабыч Сковородкин», «Сын Жаб Жабыча», «Жан Жабыч метит в президенты». Эдуард Успенский также написал учебник по радиотехнике для детей «Лекции профессора Чайникова».
В 2010 году Эдуард Успенский получил премию имени Корнея Чуковского «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». В этом же году на экраны вышел мультфильм «Фиксики» по повести писателя «Гарантийные человечки».
Последние годы жизни Успенский болел. Скончался писатель 14 августа 2018 года. Его похоронили на Троекуровском кладбище.