Министерство образования Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

 

 

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Знаменательные даты июля

125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, переводчика Павла Григорьевича Антокольского (896-1978). «В переулке за Арбатом», «Коммуна 71 года», «Сын».

Родился 19 июня (1 июля н.с.) в Петербурге в семье адвоката. Главным увлечением детства было рисование акварелью и цветными карандашами. В 1904 семья переехала в Москву, где в скором времени будущий поэт поступил в частную гимназию. В старших классах началось его увлечение поэзией, театром, декламацией. Он вел к тому же рукописный журнал. Окончив гимназию в 1914, через год он поступил на юридический факультет Московского университета, но ему не суждено было стать юристом. Его судьбу решили занятия в Студенческой драматической студии, которой руководил Е. Вахтангов. Он стал актером, затем — до середины 1930-х — режиссером в Театре им. Е. Вахтангова.

Свои первые стихи Павел Антокольский пишет еще в юности, но серьезно к этому занятию он не относился. В 1920 году он сближается с группой московских литераторов, которые собирались в Кафе поэтов на Тверской улице. Там происходит встреча Антокольского с В. Брюсовым, которому понравились стихи начинающего автора, и в 1921 году он издает его первые сочинения. В. Брюсов был не только выдающимся поэтом, но и отличным организатором, под его руководством складывалась литературная поэтическая организация в Москве, которая оказалась очень полезной для молодого Антокольского. Здесь он набирался мастерства и поверил в свое новое предназначение. Ранние произведения поэта были полны романтики и увлечения театром. Так, поэма «Франсуа Вийон» и сборник «Действующие лица» передают мечты и эмоции человека театра. Но постепенно лирика Антокольского приобретает гражданское звучание. Постепенно происходит зрелость, обретается стиль и собственная тематическая направленность автора.

В день начала Великой Отечественной войны Павел Антокольский подает заявление на вступление в ряды КПСС, с этого момента начинается, по его словам, новая жизнь. Ужасы войны подстегивают перо поэта, в эти годы он очень много пишет. Кроме стихов, он создает очерки, ездит по фронтам с бригадой актеров и как журналист. После войны Антокольский продолжает писать на социально-значимые темы, появляются книги стихов «Сила Вьетнама», «Поэты и время», «Повесть временных лет», ставшие образцом гражданской советской поэзии. Поэт прожил достаточно насыщенную и долгую жизнь. В ней была дружба с такими коллегами, как М. Цветаева, К. Смионов, Е. Долматовский, В. Катаев. Антокольский был дважды женат. Первая жена – Наталья Щеглова - родила ему дочь Наталью и сына Владимира, погибшего в 1942 году на фронте. Она впоследствии стала художницей и тоже вышла замуж за поэта Леона Тоома. Внук Антокольского Андрей стал профессором физики, работает в Бразилии. Вторая жена – Зоя Константиновна Бажанова - была художницей, но всю свою жизнь посвятила служению мужу. Павел Антокольский, его жены, дети, внуки всегда были связаны с главным делом его жизни – поэзией. В доме был настоящий культ Мастера. В конце жизни Антокольский остался один, жена умерла, у друзей была своя жизнь. Он большую часть времени проводил на даче. Скончался поэт 9 октября 1978 года, похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

 

95 лет со дня рождения русского писателя Владимира Осиповича Богомолова

(1926-2003г)

«В августе сорок четвёртого», «Зося», «Иван»

Родился 3 июля 1924 года в крестьянской семье в небольшой деревне Кирилловка (по другим данным Кириллово) Московской губернии.

Окончив в школе 7 классов, в 1939 году вынужден был уехать в Крым работать счетоводом, затем моряком, а далее – помощником тракториста, для того, чтобы оказать помощь своей семье. В 1941 году вернулся в Москву.

В начале Великой Отечественной войны добровольно отправился служить в Московский противопожарный полк. Отказавшись ехать в эвакуацию в Татарскую АССР, куда 26 июля 1941 года были направлен он сам и все члены его семьи — сестра и мать, стал курсантом полковой школы младших командиров воздушно-десантной бригады и попал на Калининский фронт под Москвой. В апреле 1942 г. был тяжело ранен, предположительно в ходе апрельских боёв под Вязьмой 4-го воздушно-десантного корпуса во время Ржевско-Вяземской операции. Попал в госпиталь в Ташкенте, а затем в Бугульме (по месту эвакуации его семьи).

В июне 1943 года его повторно отправили в армию, где он принимал участие в войсковой разведке, форсировании Днепра, военных действиях на Северном Кавказе, освобождении Тамани, Житомира, Кировоградской наступательной операции. В начале 44-го года был вторично ранен, провел продолжительное время в госпитале. Получил Орден Отечественной войны I степени за бои июня-июля 1944 года по освобождению Белоруссии.

Литературная биография Владимира Осиповича Богомолова началась в 1958 году с повести «Иван», в которой описывается трогательная история о мальчике-разведчике, погибшем на войне. Это произведение принесло Богомолову большую известность – оно было переведено на 50 языков и опубликовано более 200 раз. Позже, в 1962 году по мотивам этой повести был снят фильм «Иваново детство» (режиссер – А. Тарковский).

Вторым литературным детищем Владимира Осиповича стало произведение «Зося», в основе которого лежал сюжет военной тематики. Подобный характер имели и небольшие рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком». Далее была создана серия повестей на бытовые темы: «Сосед по палате», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по квартире», «Участковый».

В 1974 году Богомолова захлестнула новая волна популярности, когда он выпустил роман «Момент истины» (второе название – «В августе сорок четвертого…»).

Награжден Орденом Отечественной войны первой степени, Орденом «Знак Почёта», Орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 году Богомолов удостоился диплома и медали ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу».

Писатель ушел из жизни в Москве 30 декабря 2003. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

120 лет со дня рождения Макса Леонидовича Поляновского (1901-1977) «Дважды Татьяна», «Судьба запасного гвардейца».

Родился в Одессе в семье служащего.

Детство провёл в селе Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии. Учился в подготовительном классе частного коммерческого училища А. П. Климовой в Голте, но затем был исключен за неуплату за обучение. В 1911 году вместе с семьёй переехал обратно в Одессу.

С 1920 года работал в Мелитополе, где совместно с художником-авангардистом А. Тышлером занимался выпуском агитационных плакатов «Окна РОСТА».

 

В 1926 году уехал на Дальний Восток, там работал в Хабаровской краевой газете «Тихоокеанская звезда», а в феврале 1927 года стал штатным работником Благовещенской газеты «Амурская правда». В 1928 году совершил путешествие на остров Сахалин.

В 1928 году Поляновский переехал в Москву. Здесь он начал активно заниматься писательской деятельностью, неоднократно печатался в центральных изданиях.

 

В октябре 1941 года Поляновский добровольцем ушёл на фронт. Работал в газете Волховского фронта, затем — в газете «Гвардейский удар» 6-го гвардейского стрелкового корпуса 1-й гвардейской армии. Участвовал в Сталинградской битве.

 

Литературную деятельность начал еще в гимназические годы. Свой первый рассказ, напечатанное в детской газете в Одессе подписал псевдонимом «Голтянець». Занимался сочинением сатирических куплетов и песен.

Написал ряд книг для детей и юношества: «Дважды Татьяна», «Судьба запасного гвардейца», «С алфавиту в Гиляк», «Среди трёх морей», «На далёкой окраине», «Тропический рейс», «Путешествие в жаркие страны», «По следам фронтового дневника. Мои венгерские знакомства», «Маяковский — киноактёр» и других.

Жил и работал в Москве. Скончался в 1977 году.

 

80 лет со дня рождения русского детского писателя Сергея Анатольевича Иванова (1941-1999) советский и российский детский писатель, педагог, автор сценариев к мультфильмам «Падал прошлогодний снег» и «Бюро находок», обладатель почётного диплома Премии имени Г. Х. Андерсена.

1963 году окончил дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В студенческие голы принимал участие в выпуске стенгазет: писал рецензии, пародии, стихи. «Стенгазета – вот действительно литинститут», — вспоминал он позже.

После окончания института уехал по распределению в небольшой провинциальный город, где работал в школе для детей с дефектами речи. Учительский опыт впоследствии очень пригодился писателю. Иванов был комсомольским активистом - секретарем, и именно из ЦК ВЛКСМ его направили работать его в журнал «Пионер»: он уже опубликовал стихи и небольшие рассказы в детских журналах - «Пионер», «Мурзилка», «Костер» и др. Первая книга С. А. Иванова, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971 году. Известность пришла к автору после тридцати лет: в 1973 году в издательстве «Детская литература» вышел сборник его рассказов «Хлеб и снег», в которую вошли и рассказы о животных и о природе, написанные в лучших традициях русской прозы по образности и лиричности. Кроме того, в сборнике было несколько рассказов о детях и школьниках. Книга понравилась читателям и получила хорошую критику.

В 1976-м - после издания повести «Ольга Яковлева» - окончательно определилось его писательское кредо: писатель вошел в литературу как автор «школьной повести». С. А. Иванов написал более 50 книг: школьные повести, рассказы о природе, детские детективы. Создал сценарии к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне». Вместе с поэтом Романом Сефом вел семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Из этого семинара вышли многие современные прозаики, пишущие для детей.

Жизнь Сергея Иванова трагически оборвалась 4 декабря 1999 года – он попал под поезд. Похоронен на Ново-Деревенском кладбище города Пушкино, Московская область.


195 лет со дня рождения русского историка, русского исследователя фольклора, литературоведа Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871) «Народные русские сказки», «Русские детские сказки»

Родился 11 (23) июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Очень рано лишился матери.

Обучался в Воронежской гимназии и на юридическом факультете Московского университета, который окончил кандидатом в 1848 году. В университете дополнительно слушал лекции Степана Шевырёва, Осипа Бодянского и Тимофея Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в литературных журналах (Современник, 1847 г. и «Отечественных записках», 1848 г.), где были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

Окончив обучение в университете, в 1849 году А. Н. Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел; в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

 

Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой он черпал сведения по истории русской культуры.

 

Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. В эти годы он закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865—1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Это фундаментальный труд, посвящённый историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов.

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. 

23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет.

 

125 лет со дня рождения русского писателя, фольклориста Бориса Викторовича Шергина (1896-1973) «Веселье сердечное» «Волшебное кольцо», «Сказки о Шише»

Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать — коренная архангелогородка, старообрядка, — познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Няня Шергина Наталья Петровна Бугаева и близкий друг семьи Пафнутий Осипович Анкудинов научили мастерству исполнения былин-баллад.

С детства Борис Шергин копировал картинки из «Соловецкого патерика» — книги поморских староверов. В годы учебы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903–1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.

С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлеченный художественной стариной, Борис Шергин читал статьи этнографов и фольклористов, восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвященные Русскому Северу. Разносторонние интересы усложняли выбор жизненного пути для юного Шергина. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, — Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.

В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.

 Москве оценили не только художественные способности Бориса Шергина, но и его знание народного слова, талант сказочника. В 1915 году произошло знакомство Шергина с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и начались их совместные выступления с былинами и сказками в Москве и Петербурге.

В студенческие годы Борис Шергин страстно заинтересовался старообрядчеством — от его истоков до древних икон и духовных песен. В это время им были созданы иконы «Сожжение Аввакума», «Хотят гореть. Из истории староверия на севере», которые вместе с другими иконами были представлены в Архангельске на художественной выставке «Русский Север» (1917). Путь писателя в литературу начался с очерков, посвященных талантливым певцам из народа, чьё искусство стало неоценимой поддержкой и опорой в творческом самоутверждении будущего писателя. Рассказы «Из недавнего прошлого — «Священник Евтропий» (1914); «Пафнутий Осипович Анкундинов» и «Наталья Петровна Бугаева» (1916); «Отходящая красота» о сказительнице М. Д. Кривополеновой (1915) появились в 1914–1916 гг. на страницах газеты «Архангельск». Но первым своим серьёзным рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти» (1919).

Окончив Строгановское училище (1917), Шергин вернулся в Архангельск. Работал в Архангельском краеведческом музее (1917–1919), занимаясь реставрацией и составлением новых коллекций, организацией выставок, археографией. Состоял членом Архангельского общества изучения Русского Севера.

После революции Шергин заведовал кустарно-ремесленными мастерскими в Архангельске, содействуя возрождению холмогорской техники резьбы по кости (1919–1921).

Борис Шергин был помолвлен, но произошло несчастье, — в 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потерял правую ногу. Это побудило разорвать помолвку.

Начало 20-х гг. в Архангельской губернии было связано с антицерковной государственной политикой большевиков и террором. Закрывались церкви, уничтожались святыни и древние памятники, изгонялись священники. В области шла организация лагерей для ссыльных и репрессированных. Обстоятельства вынудили Шергина уехать из Архангельска.

В 1921 г. принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Шергин приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.

В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. (1921–1933). Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг — художественных переработок северорусского фольклора.

В 1924 г. вышла первая книга Бориса Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.

В 30-е годы начиналось оригинальное литературное творчество Шергина-прозаика. Героями его новелл становятся почитаемые в народе мастеровые-художники. В 1934 г. Шергиным был создан сказ «Рождение корабля», посвященный талантливому архангельскому кораблестроителю. Максим Горький назвал его одним из лучших рассказов писателя и напечатал его в журнале «Колхозник». В 1932-1933 гг. рассказы Шергина выходили на страницах журналов «Чиж», «Юный натуралист» и др.

В 1934 году Шергин вступил в Союз писателей и от Московской организации был избран делегатом на Первый Всесоюзный съезд писателей.

В 1939 г. в Гослитиздате вышла новая, очень заметная в творчестве писателя книга «У песенных рек», которая открывалась большим циклом авторских, собственных шергинских произведений. В сборник вошла большая часть прозы писателя, созданная в 30-е гг. и посвященная Белому морю, рыболовному промыслу, городу Архангельску. В сборник вошли маленькие поэмы о морском искусстве и житейской мудрости людей Поморья. В книгу Шергин поместил созданный к 100-летнему юбилею Пушкина сказ «Пинежский  Пушкин», преподнесенный писателем от лица трех женщин-крестьянок.

Борис Викторович Шергин умер 31 октября 1973 года в Москве

В городе Архангельске к 110-летннему юбилею Шергина была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина» (2003).

Юбилей книги 65 лет (1956 г.) с момента первой публикации повести Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица"

Анатолий Наумович Рыбаков (1911-1998 гг.) - русский писатель участник многих событий, выпавших на долю его поколения, прошел от Москвы до Берлина, был репрессирован, умер на чужбине, написал, кроме ранней приключенческой трилогии для детей - "Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел», еще немало прекрасных книг, которые в чем-то даже изменили судьбу страны.

Он автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Тяжелый песок» и «Дети Арбата».

Есть книги, герои которых продолжают жить, несмотря на то, что со времени их создания прошло немало лет, и даже идеалы читателей изменились. Среди них повесть «Бронзовая птица» - вторая книга приключенческой трилогии объединенной общими действующими лицами. Этот «легендарный детский триллер» для подростков, отмечает в этом году свое 65-летие.

“Бронзовая птица” не только интересный подростковый детектив, но и произведение, отражающее эпоху. Раскрытие тайны бронзовой птицы для ребят не самоцель, а важное дело, с помощью которого они, пусть по-детски, но участвуют в борьбе за справедливость. Ведь герои Анатолия Рыбакова живут в очень непростое время. Действие повести происходит в 1923 году в Рязанской губернии на фоне тяжелых судьбоносных событий для России — последствий гражданской войны, голода, борьбы с беспризорностью.

Повзрослевшим друзьям - подросткам Мишке, Генке и Славке, окрыленным успехом в разгадке тайны офицерского кортика («Кортик»), везде мерещатся новые тайны и загадки. А кто ищет, тот находит. Теперь они заняты разгадкой таинственного плана, открывающего путь к огромному кладу, зарытому бывшим владельцем усадьбы. Так начинаются новые увлекательные приключения закадычных друзей.

Летом небольшой отряд ребят отправляется в пионерский лагерь под Москвой. Он расположен неподалеку от бывшего старинного поместья, принадлежавшего до революции роду графов Карагаевых. В нем до сих пор живет старая дама, по слухам - сама графиня. У ребят конкретная цель – организовать в деревне пионерский отряд и заодно обучить крестьян грамоте. Пионеры быстро находят общий язык с местными мальчишками. Непоседливые и любознательные ребята не могли пройти мимо загадочной истории, случившейся в деревне. Убит житель деревни Кузьмин, арестован неповинный человек, а тут еще два пионера сбежали из лагеря в Испанию «бороться с фашизмом». Миша, Генка и Слава ищут пропавших ребят и узнают, что по деревне ходят слухи, что когда-то старый граф спрятал в окрестностях поместья клад и огромный бриллиант. Чтобы его найти, надо разгадать тайну бронзовой птицы, скульптура которой сохранилась в усадьбе. Ребят привлекает изображение птицы на фасаде усадьбы и странное поведение его обитательницы - пожилой экономки.

Мальчишки, конечно, с удовольствием втягиваются в приключение "найди клад". А началось оно с желания помочь несправедливо обвиненному в убийстве человеку, с понимания своей ответственности за жизнь и здоровье сбежавших мальчишек и стремления улучшить жизнь местных жителей.

Заканчивается книга, как настоящий приключенческий роман - Миша Поляков и его друзья находят клад старого графа с настоящими сокровищами - одним из легендарных драгоценных камней в истории Европы. Раскрытие тайны бронзовой птицы помогает спасти от тюрьмы невиновного человека и разоблачить настоящего убийцу.

Эти приключения ребят кажутся сейчас весьма наивными, но ведь умение принимать решение и нести за него ответственность, честность, дружба, взаимовыручка ценятся в любые времена, и никакие жизненные препятствия не страшны, если рядом находится верный друг. Да и разгадка различных тайн всегда привлекла, и будет привлекать аудиторию всех времен и всех возрастов. Анатолию Рыбакову удалось раскрыть не только характеры героев, но и написать портрет эпохи, какой он ее увидел или хотел видеть. Сейчас, когда прошли десятилетия, сложно судить объективно, где была правда жизни, а что являлось пропагандой. Дети ведь подчиняются законам своего времени, верят в его идеалы, как могут, борются с "врагами советской власти" и занимаются строительством новой жизнь. Они, мечтают вступить в ряды комсомольцев, участвуют в организации первых пионерских лагерей, занимаются устройством клуба для деревенских детей, обучают желающих грамоте, устраивают спектакли в пользу голодающих Поволжья. Наряду с этим, в повести есть и ночные пионерские костры, картошка, впервые сваренная в котелке, чтение стихов и рассказов.

О том, какие приключения произошли с отважными мальчишками, как они следили за преступниками и разгадали тайну клада, можно узнать если прочитать повесть «Бронзовая птица» и посмотреть фильм с одноименным названием. Книги писателя Анатолия Рыбакова опубликованы в 52 странах мира общим тиражом более 20 миллионов экземпляров, они легли в основу фильмов и сериалов и до сих пор пользуются любовью читателей и зрителей.

Наверх