Министерство образования Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045, Россия, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Пушкинский день России (День русского языка) в 2021 году отмечается 6 июня

 Считается, что на нашей планете по-русски говорит примерно 300 миллионов человек, и ни один из этого огромного числа не удивится, узнав о том, что российский и международный День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина – 6 июня. В Российской Федерации этот праздник был учреждён в 2011 году.

Но в чём же состоит вклад Пушкина в развитие русского языка, и что выделяет его из числа прочих русских поэтов? Национальный язык – это форма национальной культуры, а Пушкин, по мнению учёных, явился основоположником современного литературного русского языка. Это, конечно, не означает, что Пушкин – его единоличный создатель, полностью изменивший существовавший до него язык, однако до Пушкина существовало деления языка на литературный, которым и были написаны поэтические и прозаические произведения (так называемый «высокий штиль»), и «народный», на котором, собственно, и изъяснялись носители языка. Возможно, сам того не подозревая, Пушкин впервые попытался уничтожить барьер, существовавший между литературным и живым разговорным языком. Безусловный талант и любовь к родному языку позволили ему создать произведения разных стилей и форм, понятные и близкие человеку любого возраста и уровня владения русским. Фактически Пушкин предпринял попытку освободить литературный язык от условностей, и открыл свободный путь развития всей русской литературы последующего времени.

День рождения великого русского поэта, имя которого известно во всём мире, с большим размахом отмечали и в царской, и в советской России. Так, 6 июня 1880 года в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину. Монумент работы Александра Опекушина был создан на народные деньги, сбор которых организовали Иван Тургенев и Фёдор Достоевский. Независимо от политической ситуации в стране, на день рождения поэта в Пушкинских Горах и Михайловском собирались тысячи людей, желавших послушать стихи Пушкина в исполнении чтецов или музыкантов, положивших его поэзию на музыку. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году. Согласно Указу президента РФ, в честь 200-летия поэта был установлен Пушкинский день России.

В настоящее время Пушкинский праздник поэзии имеет статус всероссийского. В этот день проходит множество мероприятий, посвященных творчеству великого поэта, литературе и русскому языку. День русского языка был установлен в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов нашей страны, неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации и средства международного общения. Ко Дню русского языка в России и за её пределами приурочивают различные конференции, научные симпозиумы, формы и другие мероприятия. В Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина принимают высоких гостей, которые приезжают для того, чтобы возложить цветы к памятнику поэта. На местном уровне в этот день обычно подводят итоги литературных конкурсов и олимпиад, и награждают победителей.

Русский язык – один из 6 официальных языков ООН. В 2010 году в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия Департамент общественной информации ООН принял решение 6 июня отмечать День русского языка.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать ушел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
(А.Н. Плещеев «Памяти Пушкина»)

Знаменательные даты июня

11 июня - 210 лет со дня рождения литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848)

 Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворение отечественных писателей.

     Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.

Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.

         В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.

        Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.

       В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России. Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».

       В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.

 

12 июня 205 лет со дня рождения русского художника-иллюстратора Петра Михайловича Боклевского (1816-1897)

 

  Петр Михайлович Боклевский родился в семье отставного офицера, участника военных кампаний конца XVIII - начала XIX века Михаила Федоровича Боклевского, в небольшом имении Елшино в Пронском уезде Рязанской губернии. Мать его, Мария Даниловна - увлекалась акварельной живописью. Художественные способности Петр Боклевский унаследовал от матери.

     Мальчик начал рисовать с пятилетнего возраста. Окончив рязанскую классическую гимназию, Боклевский в 1837 году поступил в Московский университет, сначала на физико-математический факультет, а затем перешел на нравственно-политическое (юридическое) отделение. Боклевский служил губернским секретарем в Рязани. Жил на два города, находясь в Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А. Е. Егорова, с 1845 посещал академический класс К. П. Брюллова и мастерскую П.К. Клодта.            

       Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании. Работая в Париже, в мастерской Латура и Видаля, занимался пастельной живописью. Путешествие продолжалось около двух лет. Материальные обстоятельства заставили художника приняться за заказные портреты, много выполнял он и портретных миниатюр. Необыкновенное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его произведения. Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей. Позднее жил в основном в Москве.      

       Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом «На нынешнюю войну», 1855). За цикл литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем. Но по настоящему Боклевский показал себя после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации.

     Иллюстрации Боклевского очень тепло были приняты И.С.Тургеневым, который взял на себя хлопоты, связанные с их изданием. Альбом вышел из печати в 1860 году. Одновременно художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к "Ревизору", а в 1863 - "Бюрократический катехизис" - новый, еще более удачный своими художественными обобщениями вариант рисунков к этой же комедии. Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни Петра Боклевского. Самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались "Мертвые души". Это была настольная книга художника. Художником были созданы циклы работ к произведениям Н.В. Гоголя: Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858); Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863); Альбом гоголевских типов… (1881); Типы из поэмы «Мертвые души» (1895). Кроме того, он иллюстрировал произведения И. С. Тургенева (1869), Ф. М. Достоевского (1881) и П. И. Мельникова-Печерского (1882). Эти работы тоже пользовались успехом, но они явно уступали иллюстрациям к Гоголю. Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над своими иллюстрациями он продолжал трудиться чуть ли не до самой смерти. Скончался П.М. Боклевский в Москве.

 

14 июня – 130 лет со дня рождения российского детского писателя, переводчика и педагога Александра Малентьевича Волкова (1891-1977)

      

      Будущий детский писатель родился 14 июня 1891 года в городе Усть-Каменогорске в семье отставного фельдфебеля. Литературный талант проявился в маленьком Александре с детства: мальчик с удовольствием сочинял короткие рассказы и сказки, а в подростковом возрасте даже принялся за роман. Уже в 12 лет Волков стал выпускником городского училища, пополнив своей фамилией списки лучших учеников.

      В 1907-м Александр поступил в учительский институт в городе Томске и уже спустя два года получил диплом, дававший право преподавать все школьные предметы, исключая Закон Божий, входивший в то время в школьную программу. Сразу после института Волков вернулся в родной Усть-Каменогорск и поступил на работу в школу. Позднее Александр Мелентьевич преподавал математику в одном из сел под Новосибирском, а в 1920-х годах перебрался в Ярославль, где совмещал работу с учебой, параллельно окончив педагогический институт по математической специальности.

      1916-м опубликованы первые работы Волкова, а парой лет позднее репертуары провинциальных театров пополнились пьесами его авторства. Однако серьезное признание ждало писателя позднее, и пришло оно благодаря публикации цикла произведений «Волшебник изумрудного города».

     В 1939 году появилась первая сказка из этой серии, получившая название «Волшебник Изумрудного города». Печать рукописи одобрил сам Самуил Маршак, и она попала на книжные полки. Страшила, Гудвин, девочка Элли, Тотошка, Храбрый Лев и Железный Дровосек полюбились и детям, и взрослым, книгу буквально разобрали на цитаты. Теперь переводили уже творение самого Волкова: книга выпускалась на десятке иностранных языков и переиздавалась бесчисленное количество раз.

      Спустя 25 лет после выхода первой книги Александр Волков вернулся к героям «Волшебника Изумрудного города» и продолжил сказку серией повестей, рассказывающих о дальнейшей судьбе персонажей. Так появились произведения «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый Туман» и «Тайна заброшенного замка».

      Кроме того, в библиографии писателя есть повести, посвященные талантливым изобретателям, ученым и первооткрывателям. Такова, например, повесть «Чудесный шар», рассказывающая о Дмитрии Ракитине, который, находясь в заключении, изобрел первый в России воздушный шар.

      Кроме прочего, Волков продолжал переводить иностранную литературу на русский язык. Так, благодаря ему на русском языке напечатаны произведения Жюля Верна «Дунайский лоцман» и «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака».

       С возлюбленной и будущей женой писатель познакомился еще в родном Усть-Каменогорске. На новогоднем балу внимание юного Александра привлекла красавица Калерия Губина, преподавательница танцев и гимнастики местной гимназии. Отношения молодых людей развивались стремительно, и уже спустя два месяца влюбленные поженились.

      Годом позднее в семье Александра Мелентьевича родился первенец. Мальчик получил имя Вивиан. К сожалению, в 5-летнем возрасте ребенок умер из-за дизентерии. Второй сын писателя также прожил недолго: маленькому Ромуальду было только 2 года, когда тот заразился крупом и вскоре скончался.Эти трагедии, последовавшие одна за другой, сплотили Калерию и Александра. Через некоторое время супруги нашли в себе силы и решились на еще одного ребенка. К счастью, сын, названный Вивианом, как и первенец, родился здоровым. А спустя еще несколько лет у писателя и его жены родился еще один мальчик, получивший имя Ромуальд.

      Александра Волкова не стало 3 июля 1977 года. Писателю было 86 лет. Александр Мелентьевич покоится на московском Кунцевском кладбище. На новом памятнике, установленном на могиле прозаика в 2008 году, кроме его фото, можно увидеть и нарисованные изображения героев «Волшебника Изумрудного города».

 19 июня-235 лет со дня рождения русского поэта Фёдора Николаевича Глинки (1786-1990)

 Федор Николаевич Глинка родился (8) 19 июня 1786 года в Смоленской губернии. Воспитание получил в первом кадетском корпусе (1798-1803). В 1805-1806 годах состоял адъютантом при генерале М.А. Милорадовиче, участвовал в походе против французов и в битве при Аустерлице В 1807 году был сотенным начальником дворянского ополчения. В отставке жил в родовом имении, путешествовал по Смоленской и Тверской губерниям, по Волге, совершил поездку в Киев.

    1812 году опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Участвовал в боях при Тарутине, Малом Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Бауцене.

     В 1815 году издал «Письма русского офицера». Эти письма принесли ему литературную известность. В 1816 году был переведён в гвардию, в Измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу.

   В это время при штабе образовались библиотека и «Общество военных людей», а вскоре начал выходить и «Военный журнал», редактором которого был Глинка. Большое участие он принимал и в «Вольном обществе любителей российской словесности», где состоял то вице-председателем, то председателем. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: повесть «Лука да Марья» (1818), «Подарок русскому солдату» (1818), «Зиновий Богдан Хмельницкий» (1819).    

      Совершенное им в 1810-1811 годах путешествие по России дало ему повод написать «Мечтания на берегах Волги» (Санкт-Петербург, 1821). Участвовал в деятельности тайного декабристского «Союза спасения», затем вместе с М.Ф. Орловым и А.Н. Муравьёвым основал «Союз благоденствия северных рыцарей», но скоро отстал от общества.

     Тем не менее, восстание декабристов отразилось и на нем: в 1826 году он был исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск. В 1835 году вышел в отставку и поселился в Москве.

     За это время определился и талант Глинки как духовного поэта, талант оригинальный, направление которого, как определил его Белинский, было «художественно и свято». Ещё в 1826 году он издал «Опыты священной поэзии», а в 1839 году вышли его «Духовные стихотворения».

     В 1862 году переселился в Тверь, занимался там археологией и принимал участие в общественных делах.

Умер Федор Николаевич Глинка23 февраля 1880 года в Твери

 

Наверх