Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Октябрь 2020 года

Мудрые высказывания о книгах

  1. «Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг» (К.Г. Паустовский)
  2. «Книги рождают мечту, вызывают её к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений» (С.Г. Струмилин)
  3. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки» (С. Цвейг)
  4. «Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков» (М. Горький)
  5. «Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча» (А. Навои)
  6. «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Ш. Монтескье)
  7. «Независимо от того, насколько вы заняты, вы должны найти время для чтения, или сдаться собственному невежеству» (Конфуций)

Писатели-именинники

Писатели-именинники

 

3 октября 1895 года – Сергей Александрович Есенин – русский поэт Серебряного века, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества – имажинизма. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою родину – Русь. Его поэзия пропитана самобытным, неповторимым стилем, сочетает в себе простоту слога и глубину мысли. Творчество Есенина во многом автобиографично. Жизнь поэта была коротка, но она выпала на самые бурные страницы истории страны. Он был сторонником Октябрьской революции, но потом его стали терзать сомнения относительно доли крестьян в новой стране. Есенин считал, что уходит целая эпоха, рушится крестьянский быт, который он всегда воспевал. В его творчестве нашли отражение и переживания за судьбу страны в непростые для неё времена, и тоска по прошлому, и боль за народ, страдающий от сильных перемен. На всех этапах творчества Есенин много писал о природе и деревенской жизни. При жизни Есенин был одним из самых популярных поэтов, но позже партийная критика последовательно вычеркивала его из советской литературы. «Есенинщина» стала отрицательным понятием. Лишь с 1955 года его произведения стали снова широко печататься в СССР.

 

 

8 октября 1892 года – Марина Ивановна Цветаева – русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица, не принадлежащая идейно ни к одному творческому направлению. Автор книг лирических стихов, семнадцати поэм, восемнадцати стихотворных драм, автобиографической, мемуарной, и историко-литературной прозы, в том числе эссе и философско-критических этюдов, свыше 1000 писем. Марина Цветаева – поэтесса трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом». Романтический максимализм, обреченность любви, неприятие повседневного бытия – основные темы её поэзии. «Более страстного голоса в русской поэзии XX века не звучало», – сказал о Марине Цветаевой Иосиф Бродский. Её произведения не ценились советским режимом. Литературная реабилитация поэтессы началась лишь в 1960-х гг. Цветаева со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яркостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию XX века. «Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед…», – писала Цветаева в одном из ранних стихотворений. И предсказание это сбылось. «Думается, – писал один из исследователей ее творчества, – Марина Цветаева нашла, наконец, своё время. Именно сегодняшние читатели – её настоящие современники».

 

 

15 октября 1814 года – Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик и драматург, художник, один из самых крупных литературных деятелей первой половины XIX века. Период активного творчества Лермонтова совпал с тяжелым периодом в истории Российской Империи, что нашло непосредственное отражение в произведениях писателя. Основные темы лирики Лермонтова касались роли поэта и поэзии и судьбы русского народа, часто обращался поэт и к теме природы и одиночества. В его произведениях прослеживаются горячая любовь к народу и острая ненависть к самодержавию, против которого поэт смело высказывался в своих стихотворениях. Презрение у Лермонтова вызывало и молодое поколение, инертное и не понимающее, что делать. В молодых людях поэт видел «лишних людей», безразличных к тому, что происходит в их стране. Значение творчества Лермонтова отмечали его современники. Ознакомившись со страницами «Героя нашего времени», Гоголь сказал, что ещё никто так правильно и красиво не писал прозой в отечественной литературе. Чехов советовал учиться прозе именно у Лермонтова. «Герой нашего времени» проложил дорогу отечественному психологическому, а также идеологическому роману. Его идеи воплотились в творчестве Достоевского, Гончарова, Тургенева и Толстого. Жизнь писателя оборвалась слишком рано (26 лет), но он успел оставить потомкам бесценное литературное и художественное наследие. После смерти Лермонтова император Николай I объявил: «Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

 

16 октября 1854 года – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд – ирландский писатель, поэт, философ. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Ключевая фигура английского эстетизма. Автор бесчисленных афоризмов, изысканных сказок и притч, "легкомысленных светских комедий с далеко не легкомысленной моралью", мистического и философского романа «Портрет Дориана Грея». Для творчества Уайльда характерна парадоксальность формулировок, ироничное отношение к установленным правилам, его герои нередко выглядят очаровательными циниками, выворачивающими наизнанку общепринятые нормы и стереотипы. Вместе с тем Уайльду присущи и возвышенный лиризм, и внимание к естественным движениям человеческой души, и даже некоторая нравоучительность. Так, в своих сказках он выводит героев с невзрачной или уродливой внешностью, но с добрым сердцем, способных на сострадание и самопожертвование. Скепсис и мечтательность, романтика и насмешливое недоверие к любой восторженности – такое сочетание выглядело самым большим парадоксом из всех, которые прочно срослись с представлением об Оскаре Уайльде. Но таким он и был – ироничным романтиком, романтически настроенным скептиком и автором неподражаемых книг.

 

22 октября 1870 года – Иван Алексеевич Бунин русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Иван Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Он не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом» – его творчество действительно оказалось за пределами Серебряного века. Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой. Произведения писателя наполнены любовью к родной земле, раздумьями о судьбе России, о роли интеллигенции. Все произведения Бунина – независимо от времени их создания – объединяются интересом к вечным загадкам человеческого существования, единым кругом лирико-философских тем: времени, памяти, наследственности, любви, смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий, обреченности человеческой цивилизации, непознаваемости на земле окончательной истины. Образ подлинно русского человека манил Бунина на протяжении всего творческого пути. Писатель в начале ХХ века первым в отечественной литературе выразил мысль о духовном единстве национального характера. Много лет Иван Бунин провёл в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Однако чувство родины и русского языка у него было огромно, и он пронёс его через всю жизнь. «Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать её», — говорил Иван Бунин о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы. При жизни писателя многие его произведения издавались только во Франции и США, но в 1955 году эпохе забвения пришел конец. Из всех политических иммигрантов, покинувших СССР вскоре после революции, Иван Бунин стал первым, чьё творчество стало издаваться в Советском Союзе.

Юбилей книги

Есенин С.А. «Анна Снегина» - 95 лет

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

В произведении переплетаются несколько основных тем:

-  тема родины, в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

- тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

- тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

«Анна Снегина» – это одновременно и «объяснение с женщиной» и «объяснение с эпохой». При звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры.

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого же года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В.Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи». Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

 

Сервантес М. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» - 415 лет

Роман «Дон Кихот» является вершиной творчества Мигеля Сервантеса и итогом развития ренессансной прозы Испании. Литературная деятельность Сервантеса началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом. Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий. Но посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях. В 1605 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая огромный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (роман был переведён на многие языки). Материального положения автора она, однако, нисколько не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях. Вторая часть романа была написана только через 10 лет – в 1615 году. И только через двадцать лет после опубликования второй части издатели объединили произведение в один роман, который получил сокращенное название «Дон Кихот».

«Дон Кихот» был задуман как пародия на рыцарские романы, но стал настоящей энциклопедией жизни Испании конца 16 – начала 17 века, литературным произведением, наполненным глубочайшим философским и социальным содержанием. Поначалу роман Сервантеса почти не выходит за пределы литературной пародии. Но постепенно Дон Кихот перестает быть только комической фигурой. Дон Кихот проявляется не только как поэт, он, при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По мере развития романа фигура Дон Кихота приобретает все более патетический характер. Его безумие все чаще оборачивается мудростью. Дон Кихот рассуждает так, как рассуждали гуманисты эпохи Возрождения, мечтает о земном счастье человечества и всегда готов дать добрый совет тому, кто испытывает в нём нужду. Однако Сервантес непрерывно ставит Дон Кихота в нелепые смешные положения, ведь прекраснодушие Дон Кихота бессильно что-либо изменить в мире, в котором воцарились эгоизм и стяжательство. Роман завершается торжеством здравого смысла. Перед смертью Дон Кихот отрекается от рыцарских романов и всех своих былых сумасбродств. 

У Дон Кихота есть верный спутник Санчо Панса – удивительно колоритная фигура. В нём сочетаются простодушие и лукавство, наивное легковерие и практический взгляд на вещи. Рыцарские идеалы чужды ему, он любит всласть поесть, попить, поспать. Он искренне радуется, когда в кармане у него звенят червонцы, или, когда он может уехать, не заплатив алчному трактирщику. Когда удары фортуны нагоняют на него уныние, он начинает тосковать по тихой сельской жизни. На первый взгляд, нет людей более различных, чем Дон Кихот и Санчо Панса. Но они неразлучны, любят и уважают друг друга, хотя подчас спорят. Санчо также присущи черты своеобразного донкихотства. Но главное, что внутренне роднит героев романа – их большая человечность и присущее им чувство социальной справедливости.

Все свои подвиги Дон Кихот совершает в честь Дульсинеи Тобосской – Прекрасной Дамы, платоническая любовь к которой вдохновляет рыцаря. В действительности же, это крестьянка Альдонса Лоренсо, которую Дон Кихот видел всего раз, и которая даже не знает о существовании своего «рыцаря». В образе Дульсинеи Сервантес использует любовную символику рыцарства. Это, с одной стороны, подчеркивает лживость отношений к женщине в современном ему обществе, с другой – противопоставляет им идеал верности и крепости любви, независимо от социального положения и нравов средневековья.

Дон Кихот вступает в борьбу с целым миром, чтобы уничтожить все зло, на котором зиждется современный социальный порядок.  Не поняв новых условий, Дон Кихот терпит поражение, но и в своем поражении он продолжает оставаться носителем благородной идеи.

Сервантесу удалось создать поистине грандиозное произведение. Под пером писателя оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности, исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Наверх