Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Август 2020 года

Мудрые высказывания о книгах

  1. «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли» (Рене Декарт)
  1. «Книги – это переплетённые люди» (Антон Семёнович Макаренко)
  1. «Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни» (Теодор Драйзер)
  1. «Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались» (Генри Дэвид Торо)
  1. «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас» (Франческо Петрарка)
  1. «Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека» (Сэмюэл Смайлс)
  1. «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду» (Джозеф Аддисон)

Писатели-именинники

 

9 августа 1894 года – Михаил Михайлович Зощенко – русский писатель советского периода, драматург, сценарист и переводчик. Признанный классик русской литературы. Рассказы Зощенко, написанные в 20-30 годы, были основаны на злободневных реальных фактах. Почти все описанные истории взяты писателем из личных наблюдений или из многочисленных писем читателей. В своих рассказах Зощенко разоблачает «нового человека», который олицетворял собой целый пласт общества. Впервые в литературе появился герой, который тратил свою жизнь не на борьбу за светлые идеалы, а на склоки и мелочную возню с бытовыми неурядицами и житейскими проблемами. Это обыватель с очень ограниченным кругозором, примитивными взглядами, ущербной моралью, низменными стремлениями. При помощи своего героя Зощенко высмеивал и общественные пороки: казёнщину, халатность, бездушие, разгильдяйство, формальное отношение к обязанностям. Следуя традициям русской классической литературы, писатель показал, в кого переродился «маленький» человек в новом обществе ХХ века. Зощенко создал героя, представлявшего собой человека из масс, никогда ранее в литературе голоса не имевшего и заговорившего на своём нелитературном языке. Понятие «зощенковский герой» стало нарицательным, а его рассказы не потеряли своей актуальности и сегодня.

 

 

13 августа 1803 года – Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ, педагог, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества. «В совершенстве развитый человек», «живая энциклопедия» – так отзывались о нём современники. Одоевский внёс значительный вклад в развитие литературы для детей, он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста. Утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Педагогические взгляды Одоевского не совпадали с официальной педагогикой того времени. Писатель считал, что нужно в ребенке видеть человека и поддерживать в детях добрые начала, человеколюбие, призывал пробуждать интерес детей к знаниям. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Писатель избирал для детских сказок такие сюжеты, фантастические или реальные, которые расширили бы представление детей о мире, всегда бы несли новые знания и понятные детям идеи о добре и смысле человеческой деятельности.

 

 

20 августа 1890 года – Говард Филлипс Лавкрафт – американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики, совмещая их в оригинальном стиле. При жизни писателя его произведения не пользовались известностью, однако впоследствии оказали заметное влияние на формирование современной «массовой культуры». Ядро творчества Лавкрафта составляют мифы Ктулхупроизведения, объединённые своеобразной общей мифологией, давшие немало последователей и подражателей в литературе, кино, рок-музыке, настольных и компьютерных играх и пр. Творчество Говарда Лавкрафта настолько самобытно, что его произведения литературоведы нередко выделяют в особый отдельный поджанр – так называемые «лавкрафтовские ужасы».

 

22 августа 1920 года – Рэймонд Дуглас Брэдбери – американский писатель, классик научной фантастики, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков». За свою жизнь создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений. Расцвет творчества Брэдбери пришёлся на 50‑е годы XX века. Тем не менее сегодня его книги не кажутся устаревшими. Многое из того, что он описывал в своих научно‑фантастических работах, стало реальностью. Всю жизнь писатель критиковал современное общество, считая его потребительским. Брэдбери считал, что в мире недостаточно внимания уделяется науке, развитию космической отрасли. Люди перестали мечтать о звездах, их интересует лишь материальное. Брэдбери произведениями взывал к человечеству прекратить бездушное отношение к будущему. В 2007 году Брэдбери стал лауреатом особого упоминания Пулитцеровской премии, присужденной ему с формулировкой: «Особое упоминание за его выдающуюся, плодотворную и глубоко повлиявшую на литературу карьеру непревзойденного автора научной фантастики и фэнтези».

 

28 августа 1749 года – Иоганн Вольфганг фон Гёте – немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель. Творил в разных жанрах: поэзия, драма, эпос, автобиография, эпистолярия и других. Литературную славу писателю принесли историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773г.) и сентиментальный роман «Страдания молодого Вертера» (1774г.), лирические стихотворения.

Самым известным произведением Гёте, вершиной его творчества является трагедия «Фауст», работу над которой писатель начал, когда ему было двадцать с небольшим лет, а закончил за несколько месяцев до смерти. Основой сюжета для трагедии «Фауст» стала легенда, распространенная в средневековой Европе. В ней говорилось об Иоганне Фаусте, докторе, который заключил договор с самим дьяволом, пообещавшем ему тайное знание, при помощи которого любой металл можно превратить в золото. В «Фаусте» отразилась вся глубина литературных, философских и научных исканий Гёте: борьба за реалистическое мировоззрение, гуманизм, поиски смысла бытия. Трагедия «Фауст» – одно из наиболее сложных произведений в мировой художественной литературе, по цельности композиции с «Фаустом» может сравнится разве что «Потерянный рай» Д. Мильтона и «Божественная комедия» Данте. “Фауст” оказал огромное воздействие на всю мировую литературу. Еще не был завершен грандиозный труд Гете, когда под его впечатлением появились “Манфред” (1817 г.) Дж. Байрона, «Сцена из “Фауста”» (1825 г.) А. С. Пушкина, драма Х. Д. Граббе “Фауст и Дон Жуан” (1828 г.) и множество продолжений первой части “Фауста”. Австрийский поэт Н. Ленау создал своего “Фауста” в 1836 году, Г. Гейне – в 1851 году. Наследник Гете в немецкой литературе XX века Т. Манн создал свой шедевр “Доктор Фаустус” в 1949 году. Увлечение “Фаустом” в России выразилось в повести И. С. Тургенева “Фауст” (1855 г.), в разговорах Ивана с чёртом в романе Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1880 г.), в образе Воланда в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (1940 г.). “Фауст” Гёте – произведение, подводящее итоги просветительской мысли и выходящее за рамки литературы Просвещения, пролагающее пути будущего развития литературы в XIX веке.

Юбилей книги

Гоголь Н.В «Тарас Бульба» - 185 лет

Повесть «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя рассказывает об одном из интереснейших драматических моментов истории Украины – борьбу украинского народа против посягательств на его свободу со стороны шляхетской Польши на рубеже XVI и XVII столетий. Писатель долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. В основу своего произведения Гоголь положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. 

Свою работу над повестью Гоголь начал с изучения исторических источников. С помощью газет писатель обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «Описание Украины» Гийома де Боплана, «Историю о казаках запорожских» Семена Мышецкого и списки украинских летописей. Большое значение для изучения быта казаков имели украинские народные песни и думы, которые Гоголь также изучал долгое время. Они стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы.

Образ главного героя повести собирательный. Однако он имеет своих прототипов. Одним из них считается Охрим Макуха, куренной атаман Войска Запорожского. Он был сподвижником Богдана Хмельницкого и жил в 17 веке. У него было трое сыновей. Один из них, Назар, перешел от казаков на сторону Речи Посполитой, поскольку был влюблен в польскую панночку. Второй сын, Хома, погиб, желая доставить отцу брата-предателя. Третий сын, Омелька, был предком известного путешественника Николая Миклухо-Маклая. Потомок Омелька учился вместе с Николаем Гоголем. Он и передал писателю предание своей семьи.

Над текстом повести писатель работал около 10 лет. В 1835 году была опубликована первая часть сборника «Миргород», куда вошла авторская версия повести. Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи. В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Повесть «Тарас Бульба» – одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиции, а также глубиной и емкостью характеров персонажей. Повесть прославляет любовь к Родине и своему народу, мужество, героизм, отвагу и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю.

 

 

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» - 80 лет

 

Роман «Мастер и Маргарита» является вершиной творчества и последним произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман не был завершен и при жизни писателя не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Оригинальный вариант романа без ограничений и цензуры впервые был опубликован в 1969 году в Германии, а Советский союз узнал о судьбе Мастера и Маргариты лишь в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения. До читателя это величайшее литературное произведение дошло благодаря жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош».

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта». Третья редакция, начатая во второй половине 1936 года, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось название «Мастер и Маргарита». Всего после смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа. 

В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков раньше и глубже, чем кто-либо из его современников, проник в сущность своей эпохи. Для этого ему пришлось свести в одном условном художественном времени и пространстве начала и концы целой эры, древний Иерусалим в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина. Судьба художника, Мастера, представлена в булгаковском романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая к жизненному подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного человека. Реалии этой индивидуальной судьбы Булгаков в полном смысле слова выстрадал всей своей жизнью.

В общей сложности Михаил Булгаков писал роман "Мастер и Маргарита" 12 лет. Предчувствуя смерть, писатель называл свой роман «закатным». Сколько мог он работал над книгой – даже когда у него начало падать зрение и боли от гипертонического нефросклероза мог снять только морфий, Булгаков диктовал жене и её родной сестре последний вариант произведения. Писатель прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины. «Умирая, он говорил, – вспоминала Елена Сергеевна Булгакова. – Может быть, это и правильно… ЧТО я мог бы написать после «Мастера»?»

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Наверх