Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Сентябрь 2020 года

Мудрые высказывания о книгах

  1. «С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни» (Людвиг Фейербах)
  1. «Книга – коллективный опыт. Тот, кто прочел два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней» (Пётр Андреевич Павленко)
  1. «Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей» (Клод Гельвеций)
  1. «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» (Александр Трифонович Твардовский)
  1. «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг» (Виктор Гюго)
  1. «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание» (Чарльз Диккенс)
  1. «Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги» (Юрий Васильевич Бондарев)

Писатели-именинники

 

5 сентября 1817 года – Алексей Константинович Толстой – русский писатель, поэт, драматург, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года. Создатель баллад, стихотворений, психологической новеллы в стихотворной форме «Средь шумного бала…», исторического романа «Князь Серебряный», драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Непревзойдённый поэт-сатирик, создавший вместе с братьями Жемчужниковыми образ Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова. От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. 

 

 

7 сентября 1870 года – Александр Иванович Куприн – русский писатель, переводчик. Автор таких произведений, как: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок», «Яма» и других. Его произведения охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Для детского чтения Куприным были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие. Один из крупнейших писателей-реалистов конца XIX - начала XX века, творчество которого отличается глубочайшим знанием "изнанки жизни" и умением видеть нравственное начало во всех, даже самых уродливых, жизненных проявлениях, тончайшим ''лириком в прозе", воспевающим любовь и то облагораживающее влияние, которое оказывает это чувство на человека и его отношение к жизни и самому себе. Жизнелюбие, гуманизм, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы, переведены на ряд иностранных языков. 

 

9 сентября 1828 года – Лев Николаевич Толстой –

один из величайших русских писателей, мыслитель, просветитель, публицист, член-корреспондент Императорской Академии наук, номинант на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и другие.

Роман «Война и мир» стал уникальным явлением как в русской, так и в мировой литературе. Это произведение вобрало в себя всю глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Национальные русские черты писатель показал в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве простых солдат. Он изобразил войну России с наполеоновскими войсками как всенародную войну. В романе Толстого широко представлены самые разные слои общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на пространстве царствования Александра I.

Не менее драматичным и серьёзным произведением явился роман о трагической любви «Анна Каренина». В отличие от предыдущей работы, в нём нет места бесконечно счастливому упоению блаженством бытия. В нём меньше простоты и ясности душевных движений, свойственных героям «Войны и мира», больше обострённой чуткости, внутренней насторожённости и тревоги. Характеры главных героев более сложны и утончённы. Л.Н. Толстой стремился показать тончайшие нюансы любви, разочарования, ревности, отчаяния, духовного просветления.

Творчество Л.Н. Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Л.Н. Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Л.Н. Толстого многократно экранизировались и инсценировались в России (СССР) и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

11 сентября 1862 года – Уильям Сидни Портер (О. Генри) – американский писатель, прозаик, признанный мастер короткого рассказа, характеризующегося тонким юмором и неожиданными развязками. Является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. О. Генри не был пионером в жанре короткого рассказа, так как это искусство получило уже до него большое развитие в литературе США. Жанр новеллы был широко распространен в американской литературе середины XIX – начала XX века. Возникла даже особая, американская разновидность этого жанра, получившего название «шорт стори», представителями которой были Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Марк Твен. Все творчество О. Генри обращено к незаметным «маленьким» людям, он стремился привлечь внимание привилегированной части общества к людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. Писатель хотел показать те подлинные человеческие ценности, которые всегда могут служить опорой и утешением в наиболее трудных жизненных ситуациях. И поэтому часто героями новелл О. Генри становились те, кто находится «у черты бедности». В своих произведениях О. Генри выражал поразительные по глубине и новизне социальные идеи в такой скромной форме, что современная критика часто проходила мимо богатейшего их содержания. Ей казалось, что речь идет о самом обычном – о любви; она не замечала, что и любовь и все другие привычные темы наполнены лирическим звучанием. Наиболее замечательные по ширине и новизне социального и философского мышления идеи высказаны в произведениях «мимоходом», так, как будто главное совсем не в них. Самое удивительное, что в этом «мимоходом» заложены ответы на острейшие проблемы времени. 

19 сентября 1911 года – Уильям Джералд Голдинг – английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года. Автор романа «Повелитель мух», считающегося одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века. Роман, первоначально называвшийся «Незнакомцы, явившиеся изнутри», более 20 раз отвергался издателями, прежде чем после существенной редакторский правки и переименования был опубликован. В захватывающей истории рассказывается о группе английских мальчишек, волей случая выброшенных на необитаемый остров. Произведение представляет из себя симбиоз драмы взросления, антиутопии и робинзонады. В отличие от персонажей Дефо и Жюля Верна «цивилизованные» герои не облагораживают остров, на который попали в результате крушения, а дичают и проходят путь, полный ненависти и вражды. Особенно страшно, что все герои – убийцы, и их жертвы – дети. Роман «Повелитель мух» вышел тиражом свыше 20 млн. экземпляров и переведён на десятки языков, неоднократно экранизирован. Любопытно, что сам Голдинг не любил «Повелителя мух» и опасался перечитывать книгу. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг издал 12 романов. Во многих своих произведениях писатель открывает тёмные стороны сердца человека, когда тот оказывается в экстремальной ситуации.

Юбилей книги

Замятин Е.И. «Мы» - 100 лет

Роман «Мы» Е. Замятина называют первой великой антиутопией XX века. И хотя «Мы» –далеко не первая антиутопия (ещё Джонатан Свифт в своих «Приключениях Гулливера» описывал антиутопичный летающий остров Лапута, а на рубеже XIX и XX веков появились «Внутренний дом» У. Бесанта, «Железная пята» Д. Лондона, «Осуждённые на смерть» К. Фаррера, «Когда Спящий проснётся» Г. Уэллса), ни одна другая антиутопия до «Мы» не строила настолько тоталитарных обществ и не рассказывала настолько безысходных историй.

В 1916 году Замятин отправился на английские верфи для проектировки российских ледоколов. Англия писателю совершенно не понравилась: по его мнению, британское общество хоть и было сытым и спокойным, но при этом чрезвычайно консервативным и механизированным. По системе Тейлора, на производстве людей рассматривали лишь как части одной большой машины. К тому же, в самом разгаре была Первая мировая война, где английские изобретения массово применялись в качестве оружия, что ужасало писателя. Во время командировки Замятин познакомился с трудами Герберта Уэллса и остался впечатлён. В итоге он решил, что фантастика – лучший способ отражения действительности, с помощью которого можно предупредить общество о грядущих опасностях.

В романе «Мы» писатель показал, что произойдёт с обществом, которое добровольно откажется от личной свободы и выберет несвободу коллективного счастья. Цивилизация, основанная на вере в силу разума, в возможности научного обустройства мира, веру в существование единой формулы счастья для всех, становится бездуховной и технократической. Жители, вернее, нумера Единого Государства, живут в идеально спланированном мире. Скрижаль регламентирует их бытие, превращая каждого в винтик единого, хорошо отлаженного механизма. Регламентируется любовь, деторождение и воспитание детей. Единый Музыкальный Завод и Единая Государственная газета обеспечивают потребности нумеров в искусстве и информации. Изобретение нефтяной пищи решило проблему питания, покорена природа, стихия осталась за Зеленой Стеной, выйти за которую – совершить преступление. Каждый год в день Единогласия избирается Благодетель, в чьих руках будут «ключи от незыблемой твердыни» всеобщего счастья. Но в этом идеально-счастливом мире все несвободны не только внешне, но и внутренне. Личная жизнь каждого на виду у всех: за ней наблюдают через стеклянные стены соседи и дежурные, каждое действие контролируется Хранителями, да и в сознании каждого нумера сидит собственный «хранитель», бдительный цензор, управляющий поведением, мыслями и чувствами. Человек в Едином Государстве, лишённый главного – свободы выбора, перестаёт быть человеком.

Роман «Мы» Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На русском языке произведение было издано только в 1952 году в том же городе. Россия познакомилась с романом уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Слава писателя дошла до родины, но суть романа была искажена. В 1929 году на Замятина обрушился шквал литературной критики, обвиняющей его в искажении действительности, начались притеснения, травля: жизнь и творчество в России стали невозможными, и писатель был вынужден уехать за границу.

        Островский А.Н. «Гроза» - 160 лет

История создания «Грозы» А.Н. Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период 50-х – 60-х годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему – домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.

 Пьеса была написана во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов, но и людей, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе создал свое произведение.

Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Л.П. Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.

Действие разворачивается в Калинине – маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем. Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене. В конце повествования затравленная горожанами и оставленная своим возлюбленным Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.

Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.

Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого, и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества и дворянства, богатства и бедности. Любовный и бытовой конфликты тоже имеют место в пьесе. Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что А.Н. Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.

Когда Островский представил свою пьесу в цензуру, состоялся знаменитый диалог драматурга с чиновником, который усмотрел в Кабанихе символизированную фигуру царя Николая и потому выразил сомнение в возможности публикации пьесы. Тем не менее, она была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году, на что не без труда было получено цензорское разрешение.

Однако еще до журнальной публикации «Гроза» появилась на русской сцене, для которой она прежде всего и была предназначена. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре. Постановкой руководил сам А.Н. Островский. Премьера и последующие спектакли имели огромный успех и превратились в сплошной триумф. Через год после блистательной премьеры «Грозы» пьеса А.Н. Островского была удостоена самой высокой, академической награды – Большой Уваровской премии. Эта премия стала первым свидетельством значимости того вклада, который Островский внес и в русскую литературу, и в отечественное сценическое искусство.

 

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Наверх