Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Писатели-фронтовики

Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) - советский писатель, литературовед, публицист. Уроженец Архангельской области. Один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы». В первые дни Великой Отечественной войны Федор Абрамов пошел в народное ополчение, участвовал в обороне Ленинграда, два раза был ранен. Второе ранение оказалось тяжелым. Зиму Абрамов провёл в госпитале блокадного Ленинграда. Весной 1942 году его эвакуировали с другими раненными по «Дороге жизни». После лечения в госпитале комиссия признала Абрамова пригодным к нестроевой службе, поскольку полностью оправиться от ранений ему не удалось. Его вновь призвали на военную службу в военно-пулемётное училище в Архангельск, на должность помощника командира. Через год будущего писателя перевели в отдел Смерша, там он пробыл в должности старшего следователя до 1945 года. Богатый жизненный опыт военных и послевоенных лет нашёл отражение в творчестве писателя: роман «Братья и сёстры», рассказы «Молодой командир», «В сентябре 1941 года», «Из фронтовой жизни», «Бревенчатые мавзолеи», «Потомок Джима», публицистические статьи и выступления. В своих произведениях Абрамов одним из первых поднял вопрос о трудовом подвиге, о «бабьей, подростковой и стариковской войне в тылу", где «снаряды не падали, не рвались. Но работа на износ и за себя, и за мужиков, ушедших воевать, голод, разутость и раздетость… похоронки… безотцовщина». Циклы коротких рассказов «Трава-мурава», «Были-небыли», созданные в 70-е годы 20 века рисуют нам северную деревню, в которой до сих пор жива память о той войне. Каждый рассказ, каждый герой – это новая страничка, повествующая о том страшном времени.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - советский и российский писатель, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком. Автор таких произведений о войне, как «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Прокляты и убиты», «Звездопад». Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. В своем творчестве Виктор Астафьев показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата – человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Во всех произведениях писателя чувст­вуется обращение автора к современнику, напоминание ему о том, какие жертвы были принесены советскими воинами во имя победы, во имя мира и счастья людей на Земле.

Юрий Васильевич Бондарев (1924-2020) –  советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССРобщественный деятель. В 1941 году Юрий Бондарев наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений под Смоленском. Позже был направлен в пехотное училище. В октябре 1942 года направлен в Сталинград, где назначен командиром полка стрелковой дивизии. Получил контузию, легкое обморожение и ранение в спину. Участвовал в форсировании Днепра. освобождении Киева и Житомира, где снова был ранен. Прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

Василь Владимирович Быков (1924-2003) советский и белорусский писатель, общественный деятель, Член Союза писателей СССР. Автор таких повестей о войне, как «Фронтовая страница», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Журавлиный крик» и другие. Ушёл на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Сначала служил в пехоте, командуя орудийным расчетом сорокопятки, потом в истребительно-противотанковой артиллерии. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в тяжелых условиях. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил. Но человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Борис Львович Васильев (1924-2013) – советский писатель и сценарист. В 1941 году в 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт. Прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года. Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известность Борис Васильев получил после выхода повести «А зори здесь тихие», изданной в 1969 году. Книга впоследствии была экранизирована Станиславом Ростоцким, а также несколько раз поставлена в театре. Борис Васильев одним из первых поднял тему женщин на войне, он сам видел, как тяжело приходилось им при участии в военных действиях. И он всегда считал, что им там не место. Васильев писал о такой войне, какой он её видел: "...окружение, кругом лес, полная беспомощность. Кончается жизнь, кровью истекаешь… Санбатов нет, артиллерии, авиации, штабов… Ничего нет. Только героизм". А потому каждая книга, написанная Васильевым о войне, именно такая – правдивая, жёсткая, без компромиссов, без лакировки.

 

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975)советский писатель, яркий представитель «лейтенантской прозы». Автор суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде солдата, попавшего в плен. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой Константин Воробьёв попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу из бывших военнопленных. За свое участие в партизанском движении писатель был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал свое первое большое произведение – автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», которая была посвящена времени, проведенному в плену. В повестях «Крик» и «Убиты под Москвой» писатель рассказал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточенных боев под Москвой в конце 1941 года. Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его любимой девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с этой страшной войной. В 1994 году Константину Воробьёву посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 году — премия Александра Солженицына с формулировкой: «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов».

Константин Михайлович Симонов (1915-1979) – советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. В первые дни войны ушел на фронт военным корреспондентом. Не понаслышке писал о великих сражениях войны – Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его репортажей с фронта ждали в тылу, стихи читали на передовой между боями, записывали и переписывали у друзей. "Жди меня, и я вернусь» – эти строчки стали самыми знаменитыми и у женщин в тылу, и у мужчин на всех фронтах великой войны. Солдаты и офицеры заучивали его наизусть и посылали в письмах женам и невестам. В истории русской поэзии трудно найти другое стихотворение, которое бы так отозвалось в сердцах миллионов людей. Война стала главной темой творчества Константина Симонова. Войне он посвятил романы, пьесы, повести, стихи: «Русские люди», «Так и будет», «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя», «Война». И в послевоенное время Константин Симонов продолжил литературную карьеру, из-под его пера вышли романы «Товарищи по оружию», «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», пьеса «Четвертый». После войны главным для писателя стала помощь ветеранам. И, конечно же, не забывал он отражать их судьбу – судьбу поколения, увидевшего самую страшную войну в истории, – для того чтобы потомки ее никогда не забыли.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) – советский писатель, журналист и киносценарист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Во время Великой Отечественной войны Михаил Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро и газет «Красная звезда» и «Правда». Его очерки «На пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Военнопленные» рисовали портреты людей, героев – фронтовиков, воспроизводили драматические события войны, наполняли сердца людей любовью к Родине, ненавистью к захватчикам. Михаил Шолохов участвовал в боях под Смоленском (Западный фронт), на Волге, прошел фронтовыми дорогами до границы с Германией, был под Кёнигсбергом. В 1942-м году был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину». Шолохов воспринимал войну не как фатальную неизбежность, а как социально-историческое явление, которое испытывает моральные и идейные качества людей. Из судеб отдельных персонажей складывается картина эпохального события. В рассказе "Судьба человека", основанном на реальных событиях, автор рассказывает о жизни обычного шофера Андрея Соколова, который прошел все самые тяжелые пытки войны, испытания, проверку на патриотизм и мужество и, главное, что он не потерял себя и свою душу. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ «Судьба человека», ставший средоточием духовного опыта русского народа, прошедшего войну.

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Наверх