Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Интересные факты о книгах

  1. Половину всех продаваемых сегодня книг покупают люди старше 45 лет.

 

  1. Книги в мягкой обложке были придуманы для того, чтобы сделать чтение доступным для каждого. Первые такие книги выдавались в церквях.

 

  1. Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке. Среди них есть миниатюрное издание Корана, словарь английского языка на 12 тысяч слов и Конституция Франции.

 

  1.   Один из самых длинных заголовков был дан книге, изданной в Лондоне в 1633 году. Этот заголовок состоял из 45 строк. Автор книги предавал анафеме театр и актеров.

 

  1. Самая первая в мире газета появилась более двух тысяч лет назад. Выходила она в Риме во времена Юлия Цезаря и называлась «События дня». В газете публиковались царские приказания и объявления, а вот новостей почти не было. Переписчики размножали листок с новостями, и гонцы бесплатно развозили его знатным людям, живущим далеко от Рима.

 

  1. Библиоклептоманом называют человека, крадущего книги. Один из самых известных библиоклептоманов – Стивен Блумберг, который похитил более 23 000 редких книг из 268 библиотек. Чтобы составить свою коллекцию, оценивающуюся примерно в 20 миллионов долларов, Блумберг применял самые разнообразные методы: иногда он пробирался в библиотеку через вентиляционную систему и даже шахту лифта.

 

  1. Термин «книжный червь» происходит от крошечных насекомых, которые питаются корешками книг.

 

  1. В Гарвардской библиотеке хранится 4 древние книги, материалом для которых служит пергамент из человеческой кожи.

 

  1. Самой таинственной книгой по праву считается рукопись Войнича, созданная в начале XV века. Она написана на неизвестном выдуманном языке и рассказывает, судя по иллюстрациям, о несуществующих растениях. До сих пор не удалось расшифровать манускрипт, а о его происхождении построено множество теорий.

 

  1. Единственная в мире каменная книга была обнаружена в Абхазии. На 20 её каменных страницах изображены библейские сюжеты.




Писатели-именинники

2 марта 1800 года – Евгений Абрамович Баратынский – один из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма, о творчестве которого восторженно отзывался А.С. Пушкин. Его творчество принадлежит к числу наиболее своеобразных и специфических явлений русского романтического движения. Баратынский – романтик, поэт нового времени, впитавший его горести и скорби, обнаживший внутренне противоречивый, сложный душевный мир современного ему человека. При всей своей внешней сдержанности поэт вкладывал в искусство большую личную страсть. Мысль Баратынского, полная тревоги и беспокойства, тесно связана с глубоким внутренним чувством. Это удивительное, выросшее на русской почве сплетение рационализма с высокой одухотворённостью и эмоциональностью, присущими романтическому движению, породило и совершенно новое качество лиризма поэта. В.Г. Белинский писал о нём: «Мысль – вот предмет его вдохновения».

 

6 марта 1927 года – Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Гáбо» Гарсиа Маркес – колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Один из самых ярких представителей литературного направления «магический реализм». Мировую популярность Маркесу принёс роман "Сто лет одиночества", в котором тонко переплелись народные предания и историческая реальность. На примере одной семьи писатель создает очень выразительный образ не только Колумбии, но и всей Латинской Америки от эпохи первоначальной колонизации до наших дней. Жанр романа не поддается общепринятым определениям. Его можно считать и семейной хроникой, и исторической эпопеей, и развернутой притчей, и реалистической сказкой, и гениальной пародией на всю предшествующую литературу от Библии и рыцарских романов до модернистской прозы наших дней. 

 

 

15 марта 1937 года – Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, публицист, общественный деятель, представитель «деревенской прозы». Автор повестей «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Деньги для Марии» и др., а также рассказов. В его творчестве соединились классические литературные традиции и современность, этот необыкновенный синтез вывел «деревенскую» литературу на качественно новый этап развития. В своих произведениях Распутин поднимал проблемы экологии, сохранения традиций, заботы о доме. Он протестует против бездумного отношения к стране и ее людям. Человек неравнодушный, истинный гражданин, Распутин активно боролся против проекта «поворота сибирских рек» в 1980-х годах, который грозил нарушить всю экологическую систему Сибири. Множество публицистических статей было написано им в защиту чистоты озера Байкал. Человеком тревожной совести называют Валентина Распутина за его нравственную причастность ко всему, что происходит на родной земле, за осознание ответственности перед прошлым и настоящим Родины. Своеобразие распутинских повестей проявляется в их психологизме, в раскрытии через воспоминания героев, диалоги, авторскую речь категорий совести, памяти. Связь человека с родной землёй, неотделимость судьбы человека от судьбы родного дома – одна из сквозных тем творчества Распутина.

 

27 марта 1915 года – Вероника Михайловна Тушнова – русская советская поэтесса, переводчица. Ее волнующие душу стихотворения наполнены лиризмом и удивительно бережным отношением к любви: любовь возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Опыт, полученный поэтессой за тяжелейшие годы войны, опыт послевоенных лет «со всеми своими сложностями, тревогами, противоречиями», переосмысление довоенного прошлого, судьбоносная встреча с любимым человеком, с которым, тем не менее, им не суждено было быть вместе, любовь, прошедшая через годы, тяжелая болезнь и осознанное ожидание своего ухода – все это нашло отражение в ее стихотворениях. «Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились…» – писала Вероника Тушнова.

 

 

28 марта 1868 года – Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Творчество Горького оказало колоссальное воздействие на развитие литературы советского периода, культурную и общественную жизнь эпохи начала ХХ века, а также на мировую публицистику. Его гуманизм, пафос героических подвигов, поэтизация труда, беспощадное разоблачение капитализма, гениальное новаторство в изображении борьбы и жизни народных масс, широта философско-исторического эпоса, образ нового героя истории, созданный писателем, – все это определило особенности лучших произведений советской литературы. Основные идеи и образы Горького получили развитие в творчестве Маяковского, Серафимовича, Фадеева, Шолохова, Федина, Н. Островского, Макаренко и других советских писателей.

 

31 марта 1926 года – Джон Роберт Фаулзанглийский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Автор романов «Коллекционер», «Волхв», «Женщина французского лейтенанта», "Дэниел Мартин, "Мантисса», сборника новелл "Башня из черного дерева». Ведущими темами его произведений являются проблемы человеческой свободы (ее природа, пределы и связанное с нею чувство ответственности), а также соотношение любви, самопознания и свободы выбора. В удивительном, многоликом и многообразном мире Фаулза занимательность сюжета дополняют сложные, подчас достаточно путаные философские рассуждения, а стиль викторианского романа неотделим от латиноамериканского "магического реализма". Этот мир соткан из несметного сочетания самых неожиданных литературных ассоциаций: от средневековых французских баллад – до современных писателей-"абсурдистов". Герои Фаулза всегда несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца "нерасшифрованным", Фаулз никогда не предстает в облике всеведущего мудрого автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания.

 

Юбилей книги

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» - 165 лет

«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого дают достоверную художественно-публицистическую картину обороны Севастополя, так как писатель являлся непосредственным участником событий героической обороны осажденного города русскими войсками во время Крымской войны 1853-1856гг. «Столько я переузнал, переиспытал, перечувствовал в этот год, что решительно не знаю, с чего начать описывать…», – пишет Толстой через две недели после прибытия в Севастополь. Он пишет по горячим следам, передает свои личные впечатления, наблюдения, рассказы очевидцев, набрасывает очерки, эскизы с натуры. Многие рассуждения Толстого почти дословно совпадают с дневниковыми записями, письмами того же времени.

         «Севастопольские рассказы” Толстого состоят из трех очерков: “Севастополь в декабре” (первоначальное название очерка “Севастополь днем и ночью”), “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе”. В литературном смысле очерки эти тесно связаны с неосуществленным замыслом Толстого издавать журнал для солдат, в котором бы помещались «описания сражений, не такие сухие и лживые, как в других журналах». Издание журнала не было одобрено царем. Однако, мысль противопоставить “сухим и лживым” описаниям войны живую правду о войне была воплощена Толстым в очерках, посвященных Севастополю. Эта мысль была открыто заявлена уже в первом очерке «Севастополь в декабре», где Толстой показывает Севастополь и его мужественных защитников не в парадном, не в традиционно литературном их одеянии, а в их истинном виде. Он показывает войну в ее повседневности, в ее особенном быту.

Последний севастопольский рассказ был дописан в Петербурге, куда Л.Н. Толстой приехал в конце 1855 года уже прославленным писателем. В июле 1855 года Толстой был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».

Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного – не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».

 

Стендаль «Красное и чёрное» - 190 лет

Роман «Красное и черное» вышел в свет после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки, существовавшие во Франции до 1789 года. Действие романа происходит в 1820-е годы. Роман получил широкую известность в последней трети XIX века как ключевой предшественник психологического реализма, который к тому времени стал преобладающим направлением в европейской литературе.

Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хроники газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу. В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается покончить жизнь самоубийством.

В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации.
Время Наполеона – время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация – погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное – анализ внутреннего мира персонажа, его психология. Поклонник Наполеона, выходец из простонародья пытается найти достойное применение своим способностям. Он хотел бы дерзать и сражаться, но в новых условиях пробиваться к вершинам означает лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться. И самое ужасное – предавать любовь.

В конце романа, перед казнью, герой осознает ничтожество своих честолюбивых планов. Так физическая гибель оборачивается нравственной победой Жюльена Сореля. Он побеждает прежде всего свои собственные заблуждения. Юный идеалист и мечтатель вначале пытается приспособиться к всеобщей трусости, цинизму и раболепию, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным.

 

Катаев В.П. «Сын полка» - 75 лет

Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана – голодного, злого и одичавшего – разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим. Позже писатель ещё не раз сталкивался с подобными историями: «Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители».

         Главный герой повести – 12-летний мальчик Ваня Солнцев. Он стал сиротой после того, как отец погиб, а мать расстреляли фашисты – женщина пыталась спасти корову. Бабушка и сестра Вани умерли от голода, поэтому мальчик был вынужден побираться по соседним деревням. Его обнаружили бойцы батареи капитана Енакиева. Ребенок спал в лесу, бредил и замерзал. Они забрали мальчика с собой. Среди военных мальчик обучается не только выживанию в сложных условиях в период войны, но и осваивает военное дело, помогая солдатам в разведывательных мероприятиях, тем самым утоляя свою месть фашистам за погибшую семью.

         Командир полка в лице Енакиева также привязывается к смышлёному и умному ребенку и мечтает по окончании войны стать для Вани Солнцева официальным усыновителем. При этом неоднократно капитан пытается отправить ребенка в тыл, но Ваня все равно возвращается в полк. Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Енакиев погибает, сумев предварительно спасти жизнь мальчика, отправив его на задание в штаб, подальше от места ожесточенного боя с немецкими захватчиками.

Детей, похожих на героя повести Ваню Солнцева, было немало. Официальная статистика гласит, что в годы войны на фронте сражалось порядка трех с половиной тысяч юных солдат в возрасте до шестнадцати лет. При этом данная цифра не включает тех, кто в несовершеннолетнем возрасте помогал подпольщикам и партизанам. Чаще всего сыны полка выполняли хозяйственные функции, помогая тыловым подразделениям. Вместе с тем были среди них и те, кто участвовал непосредственно в боевых действиях: известны примеры юных разведчиков, пехотинцев, танкистов, юнг и даже один летчик – 14-летний Аркадий Каманин по прозвищу «Летунок». Кроме того, были примеры «дочерей полка», как, например, 10-летняя санитарка Вера Белякова, служившая в частях 3-го Украинского фронта, 14-летняя пулеметчица Маша Щербак, 13-летняя санитарка Валя Таран, спасшая от взрыва госпиталь в Бернау. Нередко юных бойцов награждали орденами и медалями.

Катаев первым рассказал о войне через восприятие ребенка. После него другие авторы тоже стали писать на эту тему.

 

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Наверх