Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский финансово-промышленный колледж»

Интересные факты о книгах

  1. Одной из самых дорогих книг в мире является «Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи. Этот научный трактат, посвященный «воде, земле и небесным телам», напечатан зеркальным шрифтом поэтому, чтобы его прочесть, нужно обязательно вооружиться зеркалом. Владельцем «Лестерского кодекса» в настоящее время является Билл Гейтс, который приобрел книгу за двадцать четыре миллиона долларов.
  2. «Единственные и глубочайшие секреты медицинского искусства» – это название запечатанной книги объемом в 100 страниц, которая была найдена среди вещей прославленного голландского доктора Германа Бурхаве после его смерти в 1738 году. Книга была продана с аукциона за 10 тысяч долларов золотом. После того как печать была вскрыта, обнаружилось, что страницы ее были чистыми. Только на титульном листе имелась надпись: «Держи голову в холоде, ноги в тепле, и ты сделаешь бедняком лучшего врача».
  3. В прошлом книги ставились на полку наоборот: корешком к стене и передним обрезом наружу.
  4. Самой древней книгой на Земле считается так называемый папирус Присса. Он был создан в 3350 году до нашей эры. Эта книга была найдена в одной из пирамид города Фивы. Интересно, что тема папируса Присса весьма актуальна и сегодня. Это так называемый конфликт поколений. Автор самой древней книги жалуется на то, что молодежь невоспитанна, ленива и порочна. Сейчас папирус находится в парижской Национальной библиотеке.
  5. Самой тяжёлой в мире книгой считается географический атлас, хранящийся в Британском музее в Лондоне. Высота атласа более одного метра, а весит он 320 килограммов.
  6. В XVII столетии существовал очень интересный способ создания книг. На страницах буквы не печатались, а вырезались. Под лист с вырезанными контурами букв подкладывалась цветная бумага. Контуры букв получались как бы окрашенными, их можно было читать. Таких книг, созданных невероятно трудоемким способом, дошло до нынешнего времени всего около 25 экземпляров. В Австрии была издана книга, содержащая 58 рассказов, каждый из них был напечатан на бумаге разного цвета.
  7. Литературоведы подсчитали, что в книгах Шекспира слово «любовь» упоминается 2259 раз, в то время как «ненависть» произносится всего 229 раз.
  8. При быстром чтении глаза устают меньше, но при этом примерно 95% людей читают довольно медленно, около 200 слов в минуту или 1 страница за 2 минуты в среднем. Дополнительный плюс быстрого чтения в лучшем понимании написанного. Так при быстром чтении оно составляет примерно 80%, тогда как при медленном всего 60%.
  9. Аргентинский издательский дом Eterna Cadencia представил оригинальную концепцию книги с интересным форматом, называемым «El Libro que No Puede Esperar» (Книга, которая не может ждать). Такая книга напечатана чернилами, которые исчезают через 2 месяца после того, как вы впервые открыли книгу. Книга упакована в пластиковую обертку, и как только читатель снимает её и открывает книгу, чернила начинают стареть, они вступают в реакцию с солнечным светом и воздухом и постепенно исчезают.  Идея создать такие книги появилась у издательства из-за того, что новым авторам было довольно трудно пробиться. Книга, которая не ждет, не позволит книге долго залеживаться и собирать пыль, а также будет стимулировать больше читать.
  10. Ни для кого не является секретом тот факт, что если в помещении кто-то начинает зевать, к нему присоединяются все окружающие. Это относится и к книгам: если в произведении описан процесс зевания человека, читатель также невольно начнет зевать.

Писатели-именинники

 1 февраля 1884 года – Евгений Иванович Замятин русский писатель, литературный критик и публицист. Его молодость пришлась на первую русскую революцию, взрослая жизнь – на две революции и гражданскую войну. По натуре он был под стать этой эпохе – своим бунтарством и критикой он собирал как единомышленников, так и множество недоброжелателей. Наибольшую известность писателю принёс роман «Мы», положивший начало расцвету жанра антиутопии, в которой жёсткой критике подвергается тоталитарное общество. Роман отражал взгляды Замятина на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса. Роман «Мы» долгое время был недоступен для отечественных читателей – по идеологическим соображениям он был запрещен, а сам автор был вынужден эмигрировать. 

4 февраля 1873 года – Михаил Михайлович Пришвин русский писатель, прозаик, публицист, путешественник. Автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста. Поэтические описания природы у Пришвина отличаются не только точностью наблюдения, но и философской глубиной и символической наполненностью. К.Г. Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина». Основная тема его произведений – тема гармонии человека с природой. Но самой главной своей книгой писатель считал «Дневники», которые вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного 8-томного собрания его сочинений.
 
7 февраля 1812 года – Чарльз Джон Хаффем Диккенс – английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса открыло блестящую страницу в истории критического реализма в Англии. Одним из первых в английской литературе Диккенс показал, как тяжело последствия буржуазной цивилизации сказываются на условиях жизни простых людей. Он раскрывал в своих романах вопиющие противоречия между бедностью и богатством, страстно обличал социальную несправедливость, прославлял красоту, человеческое достоинство и трудолюбие простого человека. В историю мировой литературы Диккенс вошел как блестящий юморист и сатирик. В его романах смех становится могучим средством обличения и критики пороков буржуазного строя.

 9 февраля 1783 года – Василий Андреевич Жуковский – крупный литературный деятель, писатель, переводчик, придворный учитель императорской семьи, друг и наставник Александра Сергеевича Пушкина. Личность и творчество Жуковского оказали огромное влияние на современную ему русскую литературу, он был основоположником новой русской лирики (элегия «Сельское кладбище», опубликованная в 1802 году), первым русским поэтом-романтиком, его знаменитые переводы ознаменовали собой новые этапы развития творчества таких великих русских поэтов, как Пушкин и Лермонтов, а сделанный им перевод "Одиссеи" Гомера, над которым он трудился с 1842 по 1849 годы, стал не только вершинным достижением его блистательной переводческой карьеры, но и одним из лучших в мировой культуре переводов великого произведения античности. Оригинальные произведения Жуковского отличаются блестящим владением словом, в них утверждаются высокие нравственные идеалы, патриотизм и гуманизм его поэзии на долгие годы были эталоном в русской литературе. Кроме того, цельность личности и сила нравственного примера Жуковского сыграли большое значение в утверждении роли русского писателя в обществе, он стал подлинным примером писателя-гуманиста, утверждающего своими жизнью и творчеством необходимость служения русской литературе.

13 февраля 1769 года – Иван Андреевич Крылов –

поэт-баснописец, драматург, академик Петербургской Академии Наук. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. Многие басни (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и прочие) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Жана де Лафонтена. Унаследовав лучшие традиции басенного искусства, он возвёл басню на уровень классического совершенства. Крылову удалось создать русскую басню с присущим ей национальным колоритом, с отражением в ней всех сторон русской жизни, с блестящим "эзоповым языком", благодаря которому он мог донести до читателя свой взгляд на Россию и ее народ, высмеять тех людей и те явления, которые считал достойными осмеяния.  Н.В. Гоголь писал о Крылове: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино». Интересен факт, что еще при жизни автора почти 80 тыс. экземпляров сборников его басен разошлись по всем уголкам России. Это был небывалый для того времени успех. 

 

26 февраля 1802 года – Виктор Мари Гюго – французский писатель, поэт, драматург, политик, иллюстратор и мемуарист. Является одной из ключевых фигур французского романтизма. В творчестве Гюго отражена целая эпоха жизни Франции. Взращённый на лозунгах свободы, равенства и братства, выдвинутых французской революцией конца ХVIII века, Виктор Гюго был современником всех последующих революций и народных восстаний, вспыхивающих на его родине – Франции на протяжении XIX века. Они-то и окрылили его героическим пафосом и неиссякаемой верой в светлое будущее. Гюго отдает свои самые горячие симпатии нищим, обездоленным, наделяя их прекраснейшими душевными качествами и воинственно противопоставляя их богатым, знатным и облаченным властью негодяям. Его личность и творчество оставили неизгладимый след в умах современников и последующих поколений. Поэт человечности и справедливости, пламенный патриот, неутомимый борец против социального и национального угнетения, защитник демократии, он с огромной силой таланта выразил самые благородные мысли и чувства своей эпохи, ее героические идеалы и исторические заблуждения.

 

29 февраля 1920 года – Фёдор Александрович Абрамов – писатель, публицист и литературовед. Яркий представитель советской «деревенской прозы», получившей широкое распространение в 60-х – 80-х годах ХХ века. Художественный мир Абрамова сложен, драматичен, порой кажется трагедийным. Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие… Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека – с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

 

Юбилей книги

Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы» - 140 лет

Роман «Братья Карамазовы» – один из величайших романов классической русской и мировой литературы XIX века – является последним произведением Фёдора Михайловича Достоевского. Он был окончен в 1880 году и опубликован в журнале «Русский вестник», при этом многие идеи, образы и эпизоды возникли у писателя задолго до начала работы над произведением. В основу сюжета романа легла история Дмитрия Ильинского, с которым Достоевский познакомился на каторге. Дмитрий Ильинский был отцеубийцей «из дворян», сосланный на каторжные работы «на двадцать лет». Он не сознался в убийстве отца, хотя общее мнение и факты были против него. Спустя несколько лет невинность Ильинского «была обнаружена по суду, официально», настоящим виновником преступления оказался его младший брат. Достоевский писал об этом: «Нечего говорить и распространяться о всей глубине трагического в этом факте, о загубленной еще смолоду жизни, под таким ужасным обвинением. Факт слишком понятен слишком поразителен сам по себе». Известно, что писатель задумывал «Братьев Карамазовых», как первую часть эпического произведения «История великого грешника», однако этим планам не суждено было сбыться, так как Фёдор Михайлович умер спустя несколько месяцев после публикации первого романа.

         В своём последнем романе Достоевский в некотором смысле описал самого себя на разных этапах своей жизни, а также личности реальных людей, которые встречались в жизни писателя. Так, например, известно, что три брата Карамазовых являются неким символическим воплощением личности самого Достоевского на разных этапах взросления и переосмысления жизни и жизненных ценностей. Романтический, разгульный, взбалмошный, кидающийся из крайности в крайность, порой непредсказуемый и самоуверенный Дмитрий Карамазов стал прообразом раннего Достоевского, периода его взросления и постижения основных моментов жизни. Иван Карамазов является прообразом атеистического Достоевского, того времени, когда Фёдор Михайлович уже повзрослел, избавился от ребячества, но ещё не до конца продумал смысл и цель существования. Алёша Карамазов – это образ мышления Достоевского на момент написания романа – религиозный, философствующий, находящийся в постоянном поиске смысла бытия и многое уже постигший. Прообразом некоторых черт Фёдора Михайловича Карамазова стал отец Достоевского, а старца Зосимы – старец Амвросий. Есть предположение что прообразом одной из главных героинь романа Грушеньки стала Агриппина Ивановна Меньшова, которая была хорошей знакомой семьи Достоевских.

         «Братья Карамазовы» – не только последний, но и наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского. Здесь подведен художественный итог различным устремлениям писателя, достигнут наиболее широкий и разносторонний синтез его творческих исканий и достижений. И вместе с тем в этом последнем романе особенно отчетливо отражены противоречия мысли и творчества Достоевского – писателя, который, по выражению Толстого, до конца своей жизни был «весь борьба».

Диккенс Ч. «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» - 170 лет

Роман «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» был опубликован в пяти частях в 1849 году и отдельной книгой в 1850 году. Книга рассказывает о судьбе мальчика, вынужденного в одиночку сражаться против жестокого, безотрадного мира, населенного злобными учителями, корыстными фабрикантами и бездушными слугами закона. В этой неравной войне Дэвида могут спасти лишь нравственная твердость, чистота сердца и необыкновенный талант, способный превратить несчастного оборванца в величайшего писателя Англии. Страницы, посвященные детству и юности Дэвида, и по сей день остаются непревзойденными в мировой литературе, хрестоматийной картиной внутреннего мира мальчика и юноши. Этот роман, в котором писатель дал новое для его времени понимание природы добра и зла, стал образцом социально-бытового, психологического и философского романа, в котором конфликт строится не вокруг житейских тайн, а «концентрируется вокруг раскрытия тайн психологических». 

В своем произведении Диккенс одним из первых в мировой литературе показал, как личность и судьбу героя формирует не только и не столько последовательность событий, а время, в которое человек жил, его воспоминания об этом времени и переосмысление в связи с этим всей его жизни. И хотя роман носит автобиографический характер, это – не автобиография писателя; собственные детство и юность послужили ему лишь поводом для написания произведения и дали основные сюжетные ходы и характеры персонажей.

         «Дэвидом Копперфилдом» восхищались Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Г. Джеймс, Ф. Кафка, У. Фолкнер, М. Пруст и другие писатели. Г.К. Честертон писал, что именно после «Дэвида Копперфилда» и без того «Неподражаемый» Диккенс стал «так популярен, что мы, современные писатели, даже не можем себе представить, сколь велика была его слава. Теперь не существует такой славы». Огромный резонанс книга имела и в России. И сегодня «Жизнь Дэвида Копперфилда» – самый популярный роман Диккенса, переведенный на все языки мира. Роман экранизировался десятки раз. Немые и звуковые фильмы, телесериалы создавались кинематографистами Англии, США, Германии, Франции, Италии, Бразилии. Сам Диккенс в одном из предисловий к роману писал: "Мне легко поверят, если я скажу, что отношусь как нежный отец ко всем детям моей фантазии и что никто и никогда не любил эту семью так горячо, как люблю ее я. Но есть один ребенок, который мне особенно дорог, и, подобно многим нежным отцам, я лелею его в глубочайших тайниках своего сердца. Его имя – «Дэвид Копперфилд».

Куприн А.И. «Поединок» - 115 лет

Повесть “Поединок” является одним из центральных произведений в творчестве Александра Ивановича Куприна. Во многом эта повесть автобиографична. В её основу положены личные впечатления писателя, выпускника Александровского училища, который четыре года молодым офицером проходил службу в захолустном городишке Проскурове Подольской губернии. Материал для книги писатель собирал в течение нескольких лет, намереваясь изобразить более детально и реалистично бытовую историю жизни русских офицеров в заброшенной провинции. 

Однако пока Куприн обдумывал сюжет и собирал материал, произошло одно литературное событие, из-за которого Куприн приостановил работу над повестью. Немецкий писатель Фриц фон Кюрбург, писавший под псевдонимом Фриц-Освальд Бильзе выпустил свой роман «Aus einer kleinen Garnison» («В маленьком гарнизоне»). Книга эта, ставившая своей целью разоблачение грубого солдафонства, кастовой замкнутости, пошлого высокомерия и тупости германской военщины, имела огромный успех. Против её автора был возбуждён судебный процесс, вызвавший широкий общественный резонанс не только в кайзеровской Германии, но и в других странах Европы. Бильзе-Кюрбург, по приказу императора Вильгельма II, был исключён из военной службы. Появление романа немецкого автора и возникшая вокруг него шумиха произвели на Куприна тяжелое впечатление, он на несколько лет откладывает работу над повестью.

Лишь под влиянием А.М. Горького Куприн возобновляет написание повести, замыслом которой является увиденное и лично пережитое. Соединение личных впечатлений в единое произведение получается у писателя с введением в повесть образа ранимого, доверчивого Ромашова, глубоко чуждого военному делу, осознающего и страдающего от реальной действительности в виде бесправия обычных солдат, бездуховности офицерского состава, сословных пережитков, бытующих в армейских традициях и обычаях. Прототипами персонажей повести служат многочисленные сослуживцы автора, проходившие с ним военную службу в 46-м пехотном Днепровском полку. Именно характерные черты штабс-капитана Дорошенко, адъютанта батальона Олизара, командира полка Шульговича, офицера Бек-Агамалова писатель черпает из воспоминаний о коллегах по службе.

В мае 1905 года, когда была опубликована повесть вся страна находилась под тяжёлым впечатлением военных неудач русской армии и флота на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что в повести речь шла о событиях более чем десятилетней давности, так называемая «прогрессивная общественность» восприняла повесть как произведение более чем современное и злободневное. Даже не самый внимательный и дальновидный читатель без труда был способен разглядеть в «Поединке» объяснение причин военных неудач России исключительно порочностью её давно прогнившей государственной системы. Однако значительная часть русского общества, в противовес положительной оценке критики и печати, восприняла «Поединок» как скандальный пасквиль, едва ли не плевок в лицо всем тем, кто жертвовал своими жизнями в интересах Отечества на дальневосточном театре военных действий.

После событий 1917 года и последовавшей за ними кровопролитной Гражданской войны отношение Куприна к содержанию своего произведения радикально изменилось. Некоторые исследователи считают, что своеобразным творческим извинениям за повесть, обличающую армейскую жизнь, стал роман Куприна «Юнкера».

 

 

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж»

163045 Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, 293

Телефон

8 818 221-27-74

8 818 221-27-73

8 818 224-29-10

Эл. почта office@afpk.su

Наше местоположение

Наверх